Общая характеристика санкций
Финансовые санкции США - это ограничительные невоенные меры, вводимые США в финансовой сфере для того, чтобы повлиять на поведение, изменить его, пресечь запрещенную деятельность лица или страны, на которые они направлены.
Россия столкнулась с политикой санкций со стороны Соединенных Штатов, Европейского Союза и ряда других западных стран начиная с 2014 года. Санкции представляют собой совокупность торговых, финансовых, визовых и других ограничений, которые накладываются в политических целях. Инициирующие их страны накладывают такие ограничения для определённых секторов российской экономики, а также отдельных российских частных лиц, компаний и их контрагентов и партнеров за границей. Цель санкций - нанести экономический ущерб России, который заставит руководство страны радикально изменить внешнюю политику.
Первоначальной причиной введения антироссийских санкций стал украинский кризис, но впоследствии развился процесс эскалации санкций, состоящий в их последовательном расширении.
Чаще всего развитые государства применяют санкции против развивающихся. Если экономика страны-инициатора санкций существенно превосходит экономику страны, на которую направлены санкции, инициаторы получают возможность оказывать значительное экономическое давление. Страна-получатель санкции оказывается вынуждена сменить политический курс из-за такого вмешательства, а страна-инициатор остается практически неуязвимой для ответа.
Итак, санкции представляют собой преднамеренные действия, инициируемые странами, коалициями стран или международными организациями, направленные на ограничение, сокращение или отказ от торговых, финансовых или таможенных отношений со страной назначения.
Введение экономических санкций предполагает, что инициирующая их сторона формирует условия, в которых возникает экономический ущерб и другие негативные последствия для общества и государства страны-получателя санкций. Это формы вмешательства в принятие решений другой страной.
По оценкам исследователей, в XX веке из 174 случаев введения санкций:
- 109 случаев приходится на Соединённые Штаты Америки,
- 16 случаев - на Великобританию,
- 14 случаев - на Европейский Союз,
- 13 случаев - на СССР и Россию,
- 20 случаев на Организацию Объединенных Наций.
Эта статистика подтверждает, что санкции являются инструментом мощных и развитых государств или их объединений. Только такие инициаторы могут себе позволить вводить санкции благодаря имеющемуся экономическому весу и запасу прочности.
Виды санкций США
США применяет против России несколько санкционных программ:
- SDN (Specially Designated Nationals and Blocked Persons) - это перечень юридических и физических лиц, чьи активы и собственность, находящиеся на территории США, заблокированы. Ни одно физическое или юридическое лицо в США не имеет права заключать сделки с лицами, входящими в этот список, без специального разрешения,
- SSI (Sectoral Sanctions Identifications) - это санкции, направленные на отдельные экономические отрасли. Они касаются российского энергетического сектора по трём направлениям: добыча глубоководных углеводородов, разработка сланцевых углеводородов, добыча углеводородов в Субарктике, а также услуги, связанные с перечисленными видами деятельности. Санкции этой категории также применяются к ряду финансовых сделок и операций с ценными бумагами, что ограничивает возможность российских финансовых учреждений получать кредиты на западных рынках капитала,
- связанные с Крымом санкции. Ими запрещаются сделки с организациями, расположенными на территории Крыма. Исключение составляет ограниченный перечень частных некоммерческих и гуманитарных сделок, осуществляемых на основании специальных лицензий,
- санкции, предусматриваемые Законом США «О противодействии противникам Америки посредством санкций» от 2017 года (CAATSA). Преимущественно это санкции, направленные на разведывательный и оборонный секторы РФ, а также на приближённых к политической элите олигархов.
Администрирование санкций США
Важную роль в вопросах применения американских санкций играют государственные органы США. Рассмотрим функции некоторых подразделений Государственного департамента США:
- Управление политики и применения экономических санкций занимается руководством внешней политикой в вопросах имплементации санкций, а также даёт внешнеполитические рекомендации Министерству финансов и торговли США,
- бюро экономических и коммерческих отношений совместно с посольством США разъясняет иностранным правительствам санкционную политику применительно к американским компаниям за рубежом.
Хотя Государственный департамент имеет существенные полномочия в связанных с санкциями вопросах, его функции скорее могут быть охарактеризованы как вспомогательные. Ключевая роль в этом вопросе отводится Министерству финансов США, на которое возложено администрирование списка SDN (Specially Designated Nationals).
Существуют несколько способов добиться исключения компании или гражданина из «санкционного» списка, но в подавляющем большинстве случаев процедура должна начинаться с подачи заявки в OFAC на пересмотр административного решения в соответствии со сводом федеральных нормативных актов.
Следует отметить, что универсальной процедуры «снятия санкций» не существует. Для компаний, желающих исключения из списка SDN, решающим фактором является грамотная правовая и коммуникационная поддержка. Правильно разработанная стратегия таких шагов и дальнейшие последовательные действия компании являются ключевыми условиями успешного «выхода» из-под действия санкций. При этом американские государственные органы не связаны решениями органов других стран или интеграционных объединений. Исключение из других санкционных списков никак не влияет на американские списки.