Сущность государственных финансовых ресурсов
Финансовые ресурсы государства – это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства, его предприятий, организаций, учреждений как хозяйствующих субъектов, и направляемых на покрытие их затрат.
Формирование финансовых ресурсов производится вследствие ведения финансовой и экономической деятельности в ходе создания и распределения валового внутреннего продукта. Далее финансовые ресурсы аккумулируются субъектами хозяйствования и государством.
Финансовые ресурсы – это один из факторов производства, который называется «денежный капитал».
В современных государствах финансовая система имеет сложный состав, предопределяющий неоднородность звеньев финансовых ресурсов. В экономике финансовые ресурсы отличаются по управленческому уровню. Можно указать следующий вариант деления:
- публичные (централизованные),
- частнохозяйственные (децентрализованные).
Однако эти сферы финансовых ресурсов не изолированы, они должны исследоваться в комплексе. Процесс анализа предполагает, что в некоторых ситуациях нужно исследовать отдельно финансовые ресурсы в рамках конкретного звена.
В сфере частнохозяйственных финансов капитал трансформируется из денежной формы в товарную. При этом реализуется способность к самовозрастанию для достижения интересов распоряжающихся им собственников. Изначально формирование внеоборотных и оборотных активов предприятия производится из сформированного учредителями уставного капитала. В ходе осуществления производственной деятельности формируется добавленная стоимость. Эта добавленная стоимость распределяется, вследствие чего образуются новые финансовые ресурсы – чистая прибыль и амортизация, направляемые на пополнение собственного капитала.
В национальной экономике финансовые ресурсы служат для обеспечения денежными потоками воспроизводственного процесса и социальной сферы в ходе взаимодействия между государственными и местными структурами, организациями сферы производства и услуг, а также домашними хозяйствами. Это процесс финансового обеспечения, имеющий двусторонний характер:
- формирование финансовых ресурсов,
- использование финансовых ресурсов.
Особая роль в экономической системе отводится финансовым ресурсам, которые централизуются в бюджетной системе органами государственной власти. По мировому опыту, в более экономически мощных странах в распоряжение государства поступает большая доля добавленной стоимости. Эти ресурсы в дальнейшем используются для достижения целей финансовой политики. Доля государственных финансовых ресурсов в финансовых ресурсах страны зависит от типа экономической системы, степени ее либеральности.
Состав и структура финансовых ресурсов государства
Основными видами государственных финансовых ресурсов по источнику формирования являются:
- налоги,
- отчисления во внебюджетные фонды,
- кредиты Центрального банка или международных организаций (в частности, Международного валютного фонда),
- прочее.
В составе финансовых ресурсов государства выделяются:
- собственные финансовые ресурсы – включая доходы от сдачи государственного или муниципального имущества в аренду, его продажи, от деятельности государственных и муниципальных предприятий,
- мобилизованные на рынке финансовые ресурсы – в первую очередь, путем эмиссии бумажных денег и ценных бумаг, а также государственное кредитование,
- финансовые ресурсы, полученные в результате перераспределения – это налоги, платежи, сборы и взносы.
Потенциальное формирование финансовых ресурсов происходит на этапе производства, в ходе создания новой стоимости и переноса старой. Однако реально финансовые ресурсы формируются в ходе распределения, после того, как стоимость получила реализацию и в выручке можно вычленить конкретные экономические формы реализации стоимости.
Перспективы развития государственных финансовых ресурсов
Государственные и муниципальные финансы формируют основу функционирования национальной экономики. Они играют огромную роль в ходе реализации целевых программ, оказывают воздействие на социальную сферу. Эффективность функционирования государственных финансов определяет развитие всех отраслей жизнедеятельности общества, стабильность систем социального обеспечения и социальной защиты.
Чтобы повысить качество управления и эффективность функционирования государственных финансов, необходимо решить ряд проблем:
- обеспечить сбалансированность по бюджетам разных уровней. В большинстве российских регионов бюджеты дефицитные, что препятствует аккумулированию свободных ресурсов,
- оптимизировать расходование финансовых ресурсов государства и муниципальных образований. В частности, должны быть пересмотрены принципы проведения трансфертов бюджетной системы в Пенсионный фонд. Шагом на этом пути было повышение пенсионного возраста, но нужно реализовать и другие меры,
- оптимизация расходов на закупку товаров, услуг и работ для государственных и муниципальных нужд,
- формирование открытого и прозрачного бюджета (на разных уровнях бюджетной системы). Один из способов этого достичь – привлекать граждан и увеличивать степень их участия в бюджетном процессе. Кроме того, необходимо публиковать на специальных сайтах данные о результатах исполнения бюджета,
- на результативность управления финансами государства влияет и процесс подготовки и принятия программных документов. Эти документы могут предусматривать введение новых правил бюджетного процесса, осуществление реформирования государственных и муниципальных учреждений.
В российской финансовой системе крайне важным представляется совершенствование управления финансовыми ресурсами на уровнях регионов, городов, поселений. У органов местного самоуправления есть достаточно большая свобода в вопросах управления бюджетами соответствующих уровней.