Понятие финансовой системы
Финансовая система – это комплекс различных финансовых отношений и функций, которые тесно связаны между собой.
Стоит отметить, что существующие на сегодняшний день финансовые системы достаточно схожи, т. е. типичны, а их развитие в значительной степени зависит от развития национальной экономики и государства в целом.
На современном этапе развития финансовая система, существуя как комплекс различного рода финансовых отношений и функций, делится на несколько подсистем, в рамках которых на сегодняшний день выделяют:
- финансы государства и муниципалитетов;
- финансы хозяйствующих субъектов;
- личные финансы, также называемые финансами домохозяйств.
В рамках перечисленных подсистем применяются различные, а в некотором роде и специфичные, формы и методики формирования и расходования денежных средств и их эквивалентов. Также каждая из систем характеризуется соответствующими финансовыми механизмами.
К централизованным, т. е. государственным и муниципальным финансам можно отнести следующие элементы финансовой системы:
- бюджетная система, в состав которой входят бюджеты различных уровней (а именно федерального, территориального и муниципального), а также отношения, связанные с формированием и исполнением таких бюджетов;
- различного рода внебюджетные государственные фонды, например, Пенсионный фонд РФ;
- кредит, предоставляемый государством на различных уровнях.
Однако, в большей степени современная отечественная финансовая система базируется на так называемых децентрализованных финансов, что связано с тем, что именно в этой области, как правило, формируется, значительная часть государственных финансовых ресурсов.
Группу децентрализованных финансов образуют:
- финансы коммерческих хозяйствующих субъектов и экономических единиц;
- финансы НКО;
- финансы финансовых посредников;
- личные финансы, т.е. финансы населения;
- финансы субъектов, которые функционируют на рынке без образования юридического лица, например, индивидуальные предприниматели.
Послевоенная финансовая система СССР
После окончания Второй мировой войны экономики СССР нуждался в оперативном восстановление промышленности, транспортной инфраструктуры, перестройке на «мирный» лад. Однако, сразу после окончания войны 1939-1945 гг. началась так называемая Холодная война, в связи с чем активно восстанавливать и развивать пришлось не только мирную, но и военную промышленность.
Стоит отметить, что действующее руководство СССР, которое возглавлял Сталин, понимало, что народ-победитель, который пережил столь страшные события, должен жить лучше граждан побежденных стран, что стало одной из ключевых задач восстановления национальной экономики. Общепринято мнение, что экономика СССР была восстановлена к 1950–1951 гг., хотя некоторые из ученых придерживаются мнения, что это произошло немного раньше, в 1947 г., т. е. в годы, когда были отменены продовольственные карточки и снабжение населения вышло на достойный уровень.
Столько стремительному восстановления экономики способствовал героический труд мирного населения. После войны были отменены приняты ранее сверхурочные работы и возвращены привычный 8-часовой рабочий день, отпуска, бюллетени, при этом административные и уголовные наказания за прогулы, опоздания, бракодельство были сохранены вплоть до смерти вождя Сталина, а именно до 1953 г.
После окончания войны, а именно с 1945 по 1947 гг. была реализована демобилизация военных, а также были возращены пленные советские граждане, ранее угнанные в Германию. Именно эти и люди в большей части и использовались как основная рабочей силой, посредством которой была восстановлена советская промышленность.
Существовавшее послевоенное расстройство денежного обращения и высокие темпы инфляции обусловили необходимость осуществления соответствующей денежной реформы, которая и была реализовано в соответствии с постановлением от 14 декабря 1947 года «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Основной целью данной реформы в рамках восстановления советской финансовой системы стало изъятие излишней денежной массы из обращения, т.е. реформе был в большей степени свойственен конфискационный характер.
Также в рамках осуществления реформы был реализован обмен старых денежных знаков на новые в соотношении 10:1.
Осуществленная в 1947 г. денежная реформа в значительной степени способствовала повышению покупательной способности национальной валюты, курса российского рубля по отношению к иностранной валюте (американскому доллару и евро) и укрепила денежное обращения на территории Советского Союза.
Следующим шагом Советского правительства было принятие 28 февраля 1950 г. постановления «О переводе курса рубля на золотую базу и о повышении курса рубля в отношении иностранных валют», согласно положений которого курс рубля по отношению к иностранным валютам перестали определять на базе американского доллара, как было ранее, а было установлено золотое содержание рубля: 1 советский рубль приравнивался к 0,22168 г чистого золота, а покупная цена золота – 4 руб. 45 коп. за один грамм.
Таким образом, на территории СССР в рамках административно-командной системы управления сложилась планово-директивная финансовая политика. Цель этой политики – максимальное сосредоточение финансовых ресурсов в руках государства и последующее перераспределение этих ресурсов по наиболее приоритетным государственного плана. В результате было реализовано перераспределение прибыли от эффективных предприятий к убыточным. Государство сконцентрировало все деньги, жесткая дисциплина, характерная для послевоенных лет, обеспечивало экономное и целенаправленное расходование государственных средств. В тоже время кредит как источник нестабильности фактически упразднялся.