Федеральная налоговая служба
ФНС России – это государственный орган исполнительной ветви власти, который уполномочен осуществлять контроль за соблюдением действующего налогового законодательства, государственную регистрацию юридических лиц, частных лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и различного крестьянских (фермерских) хозяйств, а также обеспечивать представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей.
Федеральную налоговую службу РФ возглавляет руководитель, который может быть назначен и освобожден от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. В рамках организационной структуры ФНС руководителю подчиняется девять его заместителей, которые аналогично руководителю назначаются и освобождаются от должности Министром финансов РФ по представлению Руководителя ФНС.
Структуры налоговой службы можно представить следующими составляющими:
- Центральный аппарат, в состав которого входят руководитель ФНС, заместители руководителя и руководители 27 управлений по основным направлениям деятельности;
- Коллегия ФНС, которая представляет собой совещательный орган ФНС, рассматривающий и принимающий решение по наиболее важным вопросам вопросы деятельности налоговых органов на различных уровнях;
- Центральная экспертная комиссия ФНС, которая представляет собой на постоянной основе функционирующий орган ФНС, реализующий организацию и проведение методической и практической деятельности по экспертизе ценности и подготовке к передаче на государственное хранение управленческой и другой специальной документации.
- Подведомственные ФНС субъекты, обеспечивающие эффективную деятельность налоговых органов.
Среди наиболее важных функций ФНС можно выделить следующие:
- реализация контроля и надзора за соблюдением действующего в стране законодательства о налогообложении и обязательных сборах, а также принятых в соответствии с таким законодательством нормативно-правовых актов;
- выдача в порядка, установленном на законодательном уровне, регистрации компаний в качестве юридических лиц, частных лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, лиц и организаций, который могут совершать операции с прямогонным бензином и этиловым спиртом;
- ведение учета всех налогоплательщиков;
- информирование на безвозмездной основе налогоплательщиков о принятых на текущий момент времени налогах и обязательных сборах, принятых изменениях в законодательстве в отношении налогообложения, порядке исчисления и уплаты соответствующих налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, а также принятых формах налоговой отчетности;
- реализует в соответствии с порядком, принятом на законодательном уровне, возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов;
- утверждает формы налоговой отчетности;
- занимается разработкой формы и порядка оформления расчетов по налогам, формам налоговых деклараций и иные документы и направляет их на утверждение в Министерство финансов РФ;
- осуществляет прочие действия в рамках установленных полномочий.
Принципы функционирования ФНС
На сегодняшний день ФНС действует в соответствии с некоторыми принципами, среди которых можно выделить принципы единства, централизации, а также иерархичности построения.
Принцип единства непосредственно связан с принятых на уровне государства принципом единства налоговой политики. Обеспечение единообразного использования действующего налогового законодательства в РФ требует обязательное наличие единого контрольного органа в установленной сфере деятельности. ФНС РФ, а также ее региональные подразделения должны осуществлять свои полномочия в отношении как государственных, так и местных налогов.
Принцип независимости налоговых органов власти основывается в независимости от местных органов власти. ФНС РФ выполняет функционал в установленной сфере напрямую или через свои территориальные органы. Таким образом, органы власти местного уровня не имеют права вмешиваться в деятельность налоговых служб, оказывать влияние на сотрудников, а также каким—либо образом изменять или отменять их решения. В рамках данного принципа стоит отметить, что назначение лиц на должность руководителей территориальных органов ФНС, происходит, без учета мнения органов власти субъектов РФ и органов муниципалитетов. Несмотря на это, свою деятельность налоговые органы реализуют во взаимодействии с прочими государственными органами исполнительной ветви власти как федерального, так и регионального, местного уровня, а также государственными внебюджетными фондами.
В рамках принципа централизации понимают, что налоговые органы представляют единую централизованную систему налоговых органов, разделенную на четыре уровня:
- общефедеральный уровень, который представлен федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. Федеральной налоговой службой РФ, которая возглавляет систему налоговых органов;
- межрегиональный уровень, который формируют межрегиональные налоговые инспекции;
- региональный уровень, который представлен управлением ФНС по субъектам Российской Федерации;
- местный уровень, который формируется из территориальных инспекций ФНС по районам, районам в городах, городах без районного деления, а также межрайонные налоговые инспекции,
В соответствии с принципом иерархичности формирования системы налоговых органов нижестоящие налоговые органы находятся в подчинении вышестоящего налогового органа и подконтрольны им. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.
Стоит отметить, что решения нижестоящих налоговых органов могут быть обжалованы налогоплательщиком в вышестоящих налоговых органах.