Начальный этап становления бюджетной системы
Этапы развития бюджетной системы Российской Федерации – это стадии, которые прошла система бюджетных отношений в процессе своего становления (от перехода к рыночной экономике до современности).
В России бюджетные отношения в современной форме возникли при переходе от административной экономики к рыночной, что потребовало пересмотра разделения полномочий между органами власти.
В качестве отправной точки может рассматриваться период 1991-1993 годов. С 1991 года в РСФСР началась работа по формированию принципиально новой налогово-бюджетной системы, что потребовало полного пересмотра законодательной базы. 10 октября 1991 года был принят Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В соответствии с ним, утверждение всех бюджетов должно было производиться на одном властном уровне. При этом должны учитываться показатели межбюджетного регулирования. В то же время стали разграничиваться доходные источники, а отдельные расходные полномочия начали передавать на более низки уровни власти.
Вторым этапом можно назвать период с 1994 по 1998 год. В это время велась разработка и осуществление Концепции реформирования межбюджетных отношений, ориентированной на:
- системное реформирование межбюджетных отношений,
- формирование обновленных, более прозрачных механизмов осуществления финансовой поддержки в адрес субъектов Российской Федерации.
Основные положения этой Концепции были разработаны в 1993 году. Ее направления:
- переход от системы дифференцированных нормативов отчислений с федеральных налогов к единым для разных регионов нормативам (по большей части – стабильным),
- формирование Фонда финансовой поддержки субъектов РФ в составе федерального бюджета. Для российской практики стало инновацией распределение трансферов из этого фонда на основе единой формализованной методики. Закон «О федеральном бюджете на 1994 год» закреплял за каждым субъектом определенную долю (сейчас фиксируется абсолютная сумма дотаций).
За счет проведения этой реформы начали применяться общепризнанные в мировой практике и науке инструменты и принципы бюджетного выравнивания. Но до логического завершения – формирования объективной, стабильной и прозрачной бюджетной системы – механизм не был доведен.
Развитие бюджетной системы РФ
Временные границы третьего этапа – с 1999 по 2001 год. В этот период продолжилась реализация Концепции реформирования межбюджетных отношений. С 1997 года Минфин РФ сконцентрировал усилия на подготовке программы, позволяющей реформировать межбюджетные отношения так, чтобы по возможности выровнять бюджетную обеспеченность регионов. Указанную задачу решал Департамент территориальных бюджетов.
10 августа 1998 года был учрежден Департамент межбюджетных отношений. Он состоял из шести отделов:
- сводного экономического отдела,
- отдела методологии и анализа межбюджетных отношений,
- отдела взаимоотношений с бюджетами субъектов РФ,
- отдела по взаимоотношениям с районами Крайнего Севера,
- отдела реформы ЖКХ,
- отдела закрытых административно-территориальных образований.
В 1999 году были инвентаризированы накопленные «нефинансируемые федеральные мандаты», и с 2001 года они стали сокращаться. Благодаря централизации 15% НДС удалось образовать Фонд компенсаций. Это позволило добиться полного финансирования текущих выплат на детей, а также перейти к сокращению накопленной ранее кредиторской задолженности.
Кроме того, 2000-2001 годы характеризовались укреплением тенденции к развитию межбюджетных отношений, базирующихся на двусторонних соглашениях, индивидуальных налоговых льготах и особых бюджетных режимах.
Четвертый этап (2002-2005 годы) связан с реализацией Программы развития бюджетного федерализма в РФ. Программа предусматривала решение трех задач, связанных со стимулированием регионального развития:
- разграничение расходных полномочий и сокращение «нефинансируемых мандатов»;
- закрепление доходов за бюджетами разных уровней;
- формализация механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов.
В 2005-2006 годах совершенствовались механизмы распределения финансовой инвестиционной помощи субъектам Федерации.
На пятом этапе (2006-2008 годы) реализовалась Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации на 2006–2008 годы:
- принципиально поменялись финансовые взаимоотношения бюджетов, принадлежащих разным уровням,
- укрепился бюджетный федерализм,
- повысилась бюджетная дисциплина, прозрачность и стабильность при распределении финансовых ресурсов.
Шестой этап (2008-2013 годы) базировался на Концепции развития межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса до 2013 года. Были подведены достигнутые итоги, определены дальнейшие пути развития межбюджетных отношений. Принципиально новой стала работа с резервными фондами, финансирование из них непредвиденных расходов.
С 2014 года начинается седьмой этап – реализация государственных программ. Государственные программы предполагают, что для повышения эффективности распределения финансовых ресурсов по уровням бюджетной системы необходимо усовершенствовать механизмы предоставления трансфертов из федерального бюджета бюджетам более низкого уровня. Это позволит сократить дифференциацию субъектов Российской Федерации по уровню их бюджетной обеспеченности, улучшить ситуацию со сбалансированностью региональных и местных бюджетов.
Хотя на пути развития бюджетных отношений сделано достаточно много, говорить о том, что система уже доведена до совершенства, было бы преждевременно. Остается много нерешенных проблем. Кроме того, бюджетная система должна меняться по мере изменения экономической ситуации в стране. Все это определяет продолжающуюся работу над улучшением бюджетных отношений.