Сущность и история внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенные для финансирования некоторых социальных потребностей на общегосударственном или региональном уровне.
Важной составляющей финансовой системы государства являются внебюджетные фонды. В экономической теории считается, что внебюджетные фонды были сформированы раньше, чем бюджет и в какой-то мере внебюджетные фонды служат его основой. Это объясняется тем, что во время становления государственной власти были выделены отдельные функции государства и закреплены за ними финансовые ресурсы. Специальные фонды не были постоянными, одни счета открывались, другие закрывались. Это очень часто приводило к коррупционным действиям со стороны руководителей фондов.
Присутствие фондов создает определенные финансовые неудобства. Это связано с тем, что в одних фондах наблюдается нехватка средств, а в других их избыток. Еще одним недостатком внебюджетных фондов является бесконтрольное расходование средств. Для корректировки деятельности фондов правительство начало объединять данные фонды. Однако для некоторых фондов были сделаны исключения, и они существовали наряду с бюджетом. К данным счетам относились:
- строительные счета,
- правительственные счета,
- счета для предпринимательской деятельности,
- счета для управления денежной массой,
- счета для управления государственным долгом,
- счета для управления системой социального страхования.
Широкое распространение внебюджетные фонды получили в большинстве стран после Второй мировой войны, и на сегодняшний день они являются элементами финансовой системы.
Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено следующими показателями:
- выделение специальных денежных ресурсов,
- выделение средств для удовлетворения специальных потребностей государства,
- изыскание дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые невозможно профинансировать из бюджетных средств.
Внебюджетные фонды позволяют разгрузить бюджет и берут на себя часть расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Внебюджетные фонды позволяют увеличить ресурсы, мобилизуемые государством.
Безусловно, увеличить ресурсы можно и благодаря налоговым сборам, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается обществом.
Источники внебюджетных фондов
Основным материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Большинство фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. При этом внебюджетные фонды являются общей частью финансовой системы страны. В России внебюджетные фонды обладают своими особенностями.
На финансовый год проекты внебюджетных фондов формируются совместно с проектами соответствующих бюджетов. Утверждение внебюджетных фондов рассматриваются в формате федеральных законов. Особенностью внебюджетных фондов является строгая целевая направленность. При этом расходование осуществляется исключительно на государственные цели. Доходы внебюджетных фондов формируются за счет отчислений и взносов со стороны физических лиц, но при этом страховые отчисления имеют налоговую природу.
Тарифы взносов определяются государством и являются обязательными. При этом средства, которые поступают во внебюджетные фонды находятся в собственности государства, их нельзя изъять на какие-либо цели. Расходование средств определяется по специальному распоряжению от Правительства или специализированного фонда. К основным источникам внебюджетных фондов относятся:
- налоги и сборы, которые устанавливаются соответствующим фондом,
- средства, которые поступают из бюджета,
- отчисления, которые поступают от предприятий и коммерческих учреждений,
- прибыль от коммерческой деятельности фонда,
- займы, которые получил фонд от Центрального банка.
Начиная с 90-х годов в стране действует больше двух десятков внебюджетных фондов. Создание данных фондов было относительным новшеством. До этого подобных внебюджетных фондов не существовало. В СССР на этот случай существовало два разных типа бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из постоянных доходов и направлялся на финансирование расходов, которые были связаны с основными функциями государства. Чрезвычайный бюджет исполнял функции специальных фондов. Его не утверждали и не публиковали, содержали в тайне.
Иногда возникали ситуации в бюджете СССР, когда за счет чрезвычайного бюджета погашали государственный долг и покрывали убытки, которые были вызваны стихийными бедствиями. Помимо этого, за счет чрезвычайного бюджета погашался дефицит обыкновенного бюджета.
Фонды начали создавать во времена перехода страны к новым экономическим отношениям. В 90-е внебюджетные фонды начали создавать на разных уровнях: федеральном, на уровне субъектов и местном уровне. Основная причина создания фондов – обеспечение общества самостоятельными источниками доходов. Основную роль среди внебюджетных фондов заняли специальные внебюджетные фонды.
Помимо социальных фондов, было создано много и других внебюджетных фондов. К сожалению, в конце 90-х положительный ресурс данные фонды исчерпали. Поэтому правительство приняло решение о консолидации данных фондов в бюджет. Внебюджетные фонды включили в бюджет по отдельным статьям, другим словами, они трансформировались в целевые бюджетные фонды. При этом социальные фонды сохранили за собой статус внебюджетных фондов. Правительство их утвердило законодательными актами. На текущий момент в России существуеют три внебюджетных фонда: социальный фонд, экономический внебюджетный фонд и территориальный фонд.