Бюджет
Бюджет – это годовой план движения финансов.
Движение денежных средств сопровождает перемещение товарно-материальных ценностей и нематериальных активов. Учет движения средств является обязательным условием нормального функционирования любой хозяйственной системы. Бюджет описывает количественно приток средств и отток, что позволяет предсказать последствия текущих решений. Оценка бюджета дает представление о возможностях финансового плана и его способности удовлетворять потребности системы.
Выделяют следующие типы бюджетов:
- Государственный бюджет.
- Бюджет предприятия.
- Личный бюджет.
Государственный бюджет представляет собой средства, которые поступают в государственную казну. Они идут на обеспечение нормального функционирования государственной власти и на решение социально-экономических вопросов. Задача власти заключается в поддержании баланса между доходами и расходами. Большой дефицит или профицит вреден для бюджета, но ученые полагаю, что небольшой управляемый дефицит является стимулом для экономического роста.
Бюджет предприятия – это средства, которые оно использует для организации производственной деятельности и взаимодействия с другими субъектами. Здесь также, как и в государственном бюджете важно соблюдать положительный баланс, чтобы предприятие сохраняло устойчивость и финансовую независимость.
Отдельно рассматривают бюджет домашних хозяйств. Это личные средства отдельных индивидов или семей, которые идут на удовлетворение их нужд. Домашние хозяйства зарабатывают деньги в найме или занимаясь предпринимательством, а также получают социальные пособия и иные выплаты от государства. Также они могут формировать доход за счет ренты, процентов и других платежей с факторов производства.
Бюджетный федерализм
Бюджетный федерализм – это термин, описывающий систему государственного финансирования социально-экономических аспектов жизни общества в странах с многоуровневой бюджетной системой. В его основе лежит принцип децентрализации бюджетных и налоговых прав и полномочий и их распределении между задействованными в системе участниками.
На сегодняшний день существуют две системы бюджетного федерализма:
- Децентрализованная модель, характерная для Японии, Великобритании, Канады и США.
- Кооперативная модель, присущая большинству европейских стран.
Децентрализованная модель имеет следующие особенности. В ней региональные образования имеют высокую степень самостоятельности в части распоряжения бюджетными средствами. Регионы могут сами устанавливать свои налоги и определять порядок их уплаты. Для децентрализованной системы характерно четкое разделение доходов за каждым уровнем бюджета. Центральная государственная власть не имеет полномочий для контроля бюджетной деятельности, поэтому бюджетное выравнивание развито слабо. Центральное правительство не отвечает по долгам регионов и не помогает, если их бюджеты стали дефицитными.
Кооперативная модель предполагает, что регионы участвуют в перераспределении бюджета. У каждого уровня бюджета есть собственные налоги и регулирующие налоги. Местные власти имеют возможность вводить свои ставки к действующим федеральным налогам. Региональные власти ограничены в полномочиях. Для кооперативной модели характерно наличие развитого механизма перераспределения средств в бюджете. Эта модель хорошо подходит для стран, где есть серьезная разница между доходами регионов. Перераспределение позволяет сглаживать финансовое неравенство и более эффективно решать хозяйственное и социальное неравенство. В структуре кооперативной модели часто используются методы государственной поддержки, такие как дотации, субвенции и субсидии.
Модели бюджетного федерализма в мире и в РФ
Если сравнивать две бюджетные системы крупнейших экономик мира, то стоит обратить внимание на бюджетную систему США и Германии. В США действует система конкурентного федерализма. В ней у каждого штата есть собственные налоги. Штаты самостоятельно определяют свои расходы. Выравнивание между регионами достаточно слабое. При этом штаты могут свободно заимствовать средства. Но высока вероятность «банкротства» штата.
В Германии дела обстоят несколько иначе. Здесь действует фискальный федерализм. Налоги поступают сразу на три уровня бюджета. Регулирование расходов происходит также совместными усилиями. Выравнивание разницы между регионами осуществляется централизовано. Заимствования бюджетов ограничены. Также практикуется помощь регионам, находящимся на грани кризиса.
В России действует система бюджетного федерализма. В ней бюджеты всех уровней считаются самостоятельными. Конституция РФ признает наличие совместных бюджетных и налоговых полномочий. Структура российского бюджета состоит их трех уровней:
- Федеральный.
- Региональный.
- Местный.
Наличие большого разрыва в уровне обеспеченности субъектов Федерации является характерной особенностью российского бюджета. Бюджетный федерализм представляет собой достаточно сложное явление, которое охватывает разные аспекты общественной жизни, в том числе политические, финансовые, экономические, правовые. Такое устройство дает право местным и региональным властям проводить самостоятельные мероприятия в рамках управления бюджетом при этом сохраняется подчинение центральным органам власти.
Бюджетное устройство страны должно обеспечить экономическую эффективность, бюджетную ответственность, социальную справедливость, политическую консолидацию, территориальную интеграцию. Бюджетные федерализм позволяет сочетать в себе два противоположных явления – централизм и децентрализм. То есть каждый уровень бюджета имеет возможность внедрять свои инструменты регулирования. При этом центральная власть сохраняет полномочия влиять на работу каждого уровня бюджета.