Что такое бюджетный кредит?
Бюджетный кредит – это одна из современных форм финансирования расходов, которые непосредственно связаны с бюджетом, предусматривающая предоставление некоторой величина финансовых ресурсов хозяйствующим субъектам с обязательным соблюдением условий возвратности, платности и срочности, т.е. основных принципов кредитования. Также такой кредит может быть предоставлен на возмездной или возвратной основе и бюджет другого уровня.
Стоит отметить, что основные положения в отношении бюджетного кредитования представлены в действующей редакции бюджетного кодекса. Как и все существующие на сегодняшний день экономические категории бюджетное кредитование выполняет определенные функции.
К функциям бюджетного кредитования относят:
- перераспределение накопленных финансовых ресурсов, согласно утвержденных на законодательном уровне приоритетов развития. Полнота и достоверность бюджета и, следовательно, эффективность функционирования соответствующих государственных органов в значительной степени зависят от того, каким образом организован порядок взимания, контроля и перераспределения налоговых и прочих обязательных платежей, насколько эффективно функционируют такие органы как казначейство, таможенная служба и налоговая служба;
- восполнение возникающих дефицитов бюджета на различных уровнях за счет получения процентных доходов от выданных хозяйствующим субъектов кредитов;
- нивелирование существующих расхождений в уровне жизни населения;
- обеспечение экономической устойчивости как в отдельных регионах, так и на территории всей страны;
- оказание содействия развитию наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства.
Стоит отметить, что по тому каким образом формируется государственный бюджет как на федеральном, так и на региональном и местном уровне, как перераспределяются финансовые ресурсы в рамках функционирующей бюджетной системы, можно оценить уровень влияния на власть различного рода лоббистских групп, профессиональных сообществ и даже социальных классов.
Направление совершенствования бюджетного кредита
Среди наиболее важных мероприятий по обеспечению роста эффективности бюджетных кредитов можно назвать развитие стандартизации финансового контроля со стороны государства за исполнением бюджетов субъектов РФ.
В краткосрочной перспективе для обеспечения роста эффективности бюджетных кредитов можно реализовать разработку и внедрение определенных стандартов как внешнего, так и внутреннего финансового контроля со стороны государства с учетом действующих нормативных и законодательных актов как федерального, так и регионального уровня, а также специфики функционирования каждого из органов власти.
Если говорить о среднесрочной перспективе, то для обеспечения роста эффективности использования бюджетных кредитов в рамках национальной экономики и бюджетной системы в целом очень важно обеспечить развитие процесса стандартизации, который бы базировался на консолидации ранее принятых стандартов органами внешнего и внутреннего финансового контроля каждым в отдельности с целью формирования единых стандартов для органов финансового контроля со стороны государства, которые сформированы органами государственной власти РФ исполнительной и государственной ветви. Реализация подобной идеи позволит учесть и отобрать для подготовки уже единых стандартов лучший опыт и методическое обеспечение.
В рамках долгосрочной перспективы очень важно обеспечить развитие стандартизации финансового контроля со стороны государства посредством интеграции и перехода применению единых стандартов финансового контроля общественного сектора, в состав которого входят организационные, функциональные и специальные стандарты.
Реализация тех или иных мероприятий в значительной требует:
- необходимости учета зарубежного опыта в сфере прикладных подходов к стандартизации контроля, что приобретает особую значимость при внедрении принципиально новых средств мониторинга;
- установления общей структуры стандартов и логического содержания каждого определенного стандарта в рамках общей структуры;
- обсуждения в публичном порядке проектов стандартов;
- определения места и значимости стандартов в системе методического обеспечения бюджетного кредитования;
- устранения существующего формализма в применении стандартов.
Можно предложить несколько вариантов построения структуры стандартов.
Первый вариант связан с урегулированием каждого определенного стандарта отдельным вопросом контроля или процедурой каждого конкретного контрольного мероприятия в зависимости от его содержания и проверки областей использования бюджетных финансовых ресурсов. Использование данной опции способствовало бы утверждению неограниченного числа стандартов, которые в большинстве случаев дублировали бы содержание отдельных вопросов из-за схожести применяемых способов и действий, предпринятых в результате их проверки. Данный вариант приемлем для органа финансового контроля, ранее не использовавшего стандарты контроля в рамках реализации своей деятельности.
В качестве второго варианта на современном этапе развития можно рассматривать выделение классификационного признака формирование единой структуры стандартов в зависимости от характера и направления деятельности. Так, например, возможно выделение организационных, функциональных и специальных стандартов.
Кроме того, использование этой структуры может оказывать благоприятное воздействие на повышение эффективности принятия управленческих решений, развитие стандартизации как внешнего, так и внутреннего государственного финансового контроля, а также повышение эффективности бюджетных ссуд.