Понятие бюджетного планирования
Бюджетное планирование – это перераспределение национального дохода между уровнями и звеньями бюджетной системы. Оно осуществляется централизованно, в соответствии с социально-экономическими целями развития страны.
Бюджетное планирование выступает в качестве составной части финансовой политики, способствуя координации работы финансовой системы. В процессе бюджетного планирования национальный доход распределяется между двумя фондами – потребления и накопления.
Бюджетное планирование выполняет ряд важных задач:
- определение объёма финансовых поступлений в государственный бюджет;
- распределение мобилизованных средств между звеньями бюджетной системы;
- нивелирование имеющихся диспропорций между бюджетами различных уровней;
- обеспечение контроля поступления и расходования финансовых ресурсов.
В процессе бюджетного планирования даётся оценка потенциальных налоговых и неналоговых поступлений на плановый период. На основе данных о вероятных доходах бюджетов проводится оптимизация расходов бюджета, определяется его сбалансированность.
Благодаря бюджетному планированию возможно оценить целесообразность распределения финансовых ресурсов между всеми уровнями бюджетной системы и тем самым реализовать принципы целесообразности и справедливости распределения средств.
Роль бюджетного прогнозирования
Бюджетное прогнозирование – это варианты развития бюджета, основанные на анализе его текущего состояния и факторов, оказывающих на него влияние в перспективе.
Основой бюджетного прогноза является статистически обоснованные закономерности достижения планируемых показателей состояния бюджета, его доходов и расходов. В результате анализа может быть получено несколько альтернатив.
Роль бюджетного прогнозирования – помощь органам власти в выборе оптимального варианта бюджетной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Бюджетный прогноз – основа бюджетного планирования.
В процессе бюджетного прогнозирования может быть применено два подхода:
- генетический
- нормативный или целевой.
Различие между подходами заключается в выборе «точки отсчёта». При генетическом подходе – это текущее состояние. Вектор прогнозирования – от настоящего к будущему. При нормативном (целевом) подходе точка отсчёта – желаемой перспективное состояние бюджета. Исходя из будущей цели строится план её достижения.
Бюджетный прогноз строится на основе определённой информационной базы, в которую включены:
- прогноз состояния экономики и её динамики на определённую временную перспективу;
- данные о состоянии ВВП, инфляции;
- основные показатели макроэкономики (состояние рынка труда; производство по основным отраслям; состояние инвестиционного рынка; уровень доходов населения и т.п.);
- приоритеты и цели экономической и финансовой политики;
- объем налоговых поступлений;
- состояние бюджетов всех уровней за несколько прошедших лет.
На основе данных о состоянии экономики и финансовых ресурсов строится аналитический прогнозный (сводный) баланс.
Сводный баланс – это совокупность показателей, отражающая основные данные об источниках доходов бюджета и направлениях их расходования, пропорции поступления и использования финансовых ресурсов государства.
Качество бюджетного прогнозирования, его достоверность зависит от того, насколько верно проведён анализ текущего состояния экономики и определена вероятная динамика развития конъюнктуры рынка.
Некоторые факторы, такие, например, как колебания курса валюты, объёмы импорта и экспорта не могут быть оценены однозначно, так как находятся под влиянием большого числа разнообразных факторов. Для того, чтобы максимально приблизить прогноз к реальности составляется несколько вариантов:
- оптимальный или режим наибольшего благоприятствования;
- нейтральный (средний);
- негативный.
Бюджетный прогноз позволяет оценить фактическое состояние финансовых ресурсов государства и тенденции их изменения в определённой перспективе в зависимости от рыночных факторов и мер государственного регулирования экономики.
Методы бюджетного планирования и прогнозирования
При составлении прогноза и планировании бюджета могут быть применены следующие методы:
- статистический;
- математического моделирования;
- нормативно-целевой;
- индексный;
- экспертных оценок;
- балансовый и другие.
Математическая модель в бюджетном планировании – это описание бюджетных процессов при помощи математических средств, позволяющее исследовать объект и управлять его динамикой.
Метод математического моделирования широко распространён в бюджетном планировании и прогнозировании. Позволяет учесть влияния большого количества разнообразных факторов, что обеспечивает высокую точность прогнозов.
В основе нормативно-целевого метода бюджетного планирования и прогнозирования правила и нормы, установленные уполномоченными финансовыми органами на основе макроэкономических показателей. На основе нормативов определяется требуемый объем доходов бюджета. Основные нормативы:
- предельная величина государственных заимствований;
- максимально возможный объем бюджетного дефицита;
- уровень налогового бремени.
Индексный метод планирования и прогнозирования основывается на применении широкого спектра индексов, отражающих состояние экономики, уровня доходов граждан, инфляционных процессов и т.п.
При недостаточной точности имеющихся данных, динамичности рынка и неопределённости перспектив его дальнейшего развития, могут быть использованы экспертные оценки на основе которых строится бюджетный прогноз.
Бюджетное планирование и прогнозирование предполагает анализ существующего налогового и бюджетного законодательства. На основе бюджетных прогнозов и планов в действующее законодательство могут быть внесены необходимые изменения, которые позволят оптимизировать уровень налогового бремени, повысить эффективность расходов бюджетов всех уровней.