Что такое бюджетная реформа?
Бюджетная реформа в РФ – это комплекс преобразований в бюджетном секторе российской экономики, направленных на совершенствование принципов бюджетного регулирования.
В рамках бюджетных отношений граждане, которые выступают и в качестве налогоплательщиков, и в качестве потребителей общественных услуг в обязательном порядке должны быть уверены в том, что передаваемые в распоряжение государства финансовые ресурсы расходуются эффективно, приносят определенные результаты как для развития общества в целом, так и для отдельной семьи или человека.
На сегодняшний день государственный бюджет является составляющей частью перспективного финансового плана, который формируется на три года, что принято в большинстве развитых и развивающихся стран во многих развитых странах. Таким образом, на современном этапе развития РФ находится на качественно новом уровне управления государственными финансами. Также на территории РФ внедрено разделение действующих и принимаемых обязательств государства, что обеспечивает исполнение всех принятых в соответствии с действующим законодательством расходных обязательств, в том числе тех, которые вытекают из уже утвержденных на трехлетний период решений, например, по увеличению заработной платы бюджетным работникам, военнослужащим, поддержке роста национальной экономики и укреплению национальной обороны и безопасности. В этом и заключает смысл новых подходов к управлению государственными финансами, переходу к среднесрочному планированию, ориентированному прежде всего на результаты, которые предусмотрены в разработанной Правительством Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ.
Подобного рода бюджетные реформы проводятся довольно часто в развитых и развивающихся странах, к ним постепенно присоединяются и государства с переходной экономикой, в т. ч. и страны СНГ. В условиях роста глобальной конкуренции России в обязательном порядке необходимо в самые сжатые сроки выйти на достойные позиции среди государств с современными способами и средствами управления государственными финансами.
Сущность налоговой (бюджетной) реформы 1992 г.
Формирование новой налоговой политики РФ было началось с бюджетной реформы 1992 г., смысл которой заключался в замене действовавших налогов, которые были свойственны для административно-командной модели экономики и фиксированных цен, формировании равных условий деятельности для всех хозяйствующих субъектов любых видов независимо от форм собственности, а также трансформации налоговых платежей в стимул производственной деятельности (в особенности в отраслях, которые производят товары народного потребления, на предприятиях, относящихся к субъектам малого и среднего бизнеса, предприятиях, которые связаны с научно-техническим прогрессом.
Стоит отметить, что в то же время налоговая система должна была препятствовать тем финансовым действиям, в которых общество не заинтересовано. Так, в рамках бюджетной реформы 1992 года налоговая политика приобретала юридическое оформление, были сформированы надзорные органы в форме налоговой инспекции, несущей ответственность за исполнение принятых нормативных и законодательных актов в сфере налогообложения, финансового и бюджетного права.
С января 1992 г. были внедрены такие налоги как:
- налог на прибыль организаций,
- налог на добавленную стоимость (НДС),
- различного рода акцизы,
- налог на имущество,
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
С 1992 года ставки перечисленных налогов менялись много раз, также внедрялись изменения в методику их расчёта, вводились и отменялись различного рода налоговые льготы.
Рассмотрим подробнее налоги, которые были введены в рамках реформы 1992 года:
- Налог на прибыль организаций. На сегодняшний день данный налог взимается по ставке 20%, при этом 2% суммы данного налога перечисляется в бюджет федерации, а оставшаяся часть -— в бюджеты субъектов РФ. Также сейчас увеличена амортизационная премия по отдельным группам основных средств с 10 до 30%, что оказывает непосредственное влияние на величину налоговой базы по данному налогу. Стоит отметить, что уплаты налога на прибыли освобождены государственные корпорации и фонды, которые сформированы без уставного капитала.
- Налог на добавленную стоимость (НДС) был введен в рамках бюджетной реформы 1992 года вместо налога с оборота и налога с продаж. На сегодняшний день данный налог взимается при всех актах купли-продажи с той части стоимости, которая добавляется каждым последующим производителем к стоимости сырья, материалов, товаров, услуг. По состоянию на 2021 года ставка НДС установлена на уровне 20%.
- Акцизы – косвенные налоги, уплачиваемые за производство и продажу определенных видов товаров.
- Налог на имущество на сегодняшний день взимается по ставке 2% от стоимости имущества хозяйствующих субъектов;
- Налог на доходы физических лиц (подоходный налог) исчисляется исходя из совокупного годового дохода и по единой для всех ставке 13%.
Налоговая реформа 1992 г. соответствовала условиям функционирования российской экономики в тот период, и, в первую очередь, высокой инфляции. В результате в налоговой системе оказались малозначимыми такие налоги, как налог на землю и на капитал. Помимо того, в стране действовала относительно узкая база налогообложения, были завышены льготы предприятиям. К сожалению, кардинально изменив структуру налоговых поступлений, реформа 1992 г. так и не оказала существенного влияния на практику взимания налогов, поскольку базовые правовые принципы функционирования налоговых системы и службы сформировались еще в недрах административно-командной экономики.