В управленческом и бухгалтерском учете под бюджетированием подразумевается процесс планирования (поскольку бюджет — это и есть, по сути план)
Структура бюджета представляет собой бюджетный классификатор, который дает возможность задать оптимальную иерархию бюджетных статей (доходной и расходной), а также сгруппировать бюджетные элементы. Структура бюджета всегда во многом зависит от организационной организации, системы управления ею, специализации деятельности, принятой учетной политики и т. д.
Для того, чтобы разработать эффективную структуру бюджета предприятия или организации целесообразно произвести диагностику бизнес-системы организации по некоторым основным направлениям.
Основные направления диагностики бизнес-системы организации
-
Анализ особенностей реализации товаров и услуг. В контексте изучения данного важнейшего направления необходимо выяснить, какие виды деятельности организации следует отнести к основным, а какие – к второстепенным.
-
Анализ доходов от операционной (основной) деятельности. Следует, в первую очередь, выяснить, каковы формы и структура планирования доходов от операционной деятельности, в частности: экспорт и внутренний рынок, СКВ и национальная валюта, по основным ассортиментным группам и в целом по организации и т. д.
-
Оценка доходов от прочих видов деятельности. Необходимо определить структуру доходов от иных видов деятельности. В данную категорию можно отнести, например, доходы от реализации услуг вспомогательных производств на сторону, доходы от сдачи в аренду основных фондов, доходы от реализации производственных отходов и вторсырья, доходы от коммерческой деятельности (которая не связана с основной) и т. д.
-
Определение внереализационных доходов. Ими могут выступать доходы от участия в деятельности других фирм, прибыль от курсовой разницы, доходы от операций с финансовыми инструментами и т. д.
-
Определение специфики производственного процесса фирмы. В контексте данного направления выявляют необходимость раздельного планирования основного и вспомогательного производства, запасов и т. д.
-
Анализ организационной структуры для разработки бюджетов структурных подразделений фирмы.
-
Определение структуры затрат фирмы. По данному направлению определяют наиболее значимые статьи расходов для того чтобы затем, в процессе бюджетирования осуществить более глубокую их детализацию. Обязательно следует определить структуру и состав условно-постоянных расходов и условно-переменных затрат, инвестиций, налоговых платежей, расходов на «социалку», затраты из чистой прибыли и т. д.
Основные функции системы бюджетирования
Ими являются:
- планирование деятельности фирмы
- просчет различных вариантов бюджетов
- информирование
- мониторинг
- анализ исполнения бюджетов
Этапы бюджетного цикла
Процесс составления фирмой бюджета называют бюджетным циклом (или бюджетным процессом).
Данный процесс состоит из следующих основных этапов:
- планирование при участии менеджмента всех центров ответственности данной организации, а также топ-менеджмента организации в целом
- определение показателей, которые будут применяться при оценке того или иного направления деятельности
- обсуждение возможных изменений в планах, в связи с изменениями во внешней и внутренней среде
- учет предложенных поправок и корректировка планов в соответствии с ними