Общая характеристика расходов государственного бюджета
Расходы государственного бюджета РФ – это денежные средства, которые направляются на исполнение расходных обязательств Российской Федерации, реализацию государственных функций и обеспечение решения государственных задач.
По своей сути расходы государственного бюджета являются денежными средствами, которые направляют из государственного бюджета на финансирование общегосударственных затрат, зафиксированных в законе о федеральном бюджете, принятом на рассматриваемый финансовый год. Эти расходы обусловлены экономическими отношениями, связанными с распределением и перераспределением используемого для общегосударственных целей национального дохода.
В ходе анализа целесообразно проводить классификацию бюджетных расходов:
- По роли, которую они играют в воспроизводственном процессе, выделяют затраты, которые связаны с финансированием сферы материального производства, а также с содержанием сферы непроизводственных отношений,
- По функциональному назначению выделяют затраты, связанные с содержанием управленческого аппарата, финансирование культурных и социальных мероприятий, народного хозяйства, правоохранительной деятельности, обороны государства, фундаментальных исследований и т.д.
По критерию экономического содержания в ходе анализа расходы делятся на две категории:
- капитальные расходы. Это та часть бюджетных расходов, которая обеспечивает инвестиционную и инновационную деятельность государства. В эту категорию статьи расходов, связанные с капитальными вложениями (инвестициями), направляемыми на капитальный ремонт и воспроизводство основных фондов,
- текущие расходы. Это та часть бюджетных расходов, которая обеспечивает финансирование текущей деятельности бюджетных учреждений и органов государственной власти (организаций, которые финансируются из федерального бюджета), оказание другим бюджетам и экономическим отраслям поддержки в виде субсидий, дотаций и субвенций (в части текущего финансирования).
Расходные обязательства как основа формирования расходов бюджета
Основой формирования расходов государственного бюджета выступают расходные обязательства Российской Федерации, определенные законодательством на основе разграничения функций и полномочий государственных органов власти.
Расходные обязательства РФ обусловлены:
Принятием федеральных законов или нормативно-правовых актов Президента и Правительства в ходе осуществления полномочий органов государственной власти, по предметам, находящимся в ведении РФ или совместном ведении РФ и субъектов федерации,
Заключением от имени РФ соглашений и договоров,
Принятием федеральных законов или нормативно-правовых актов Президента и Правительства, в соответствии с которыми из федерального бюджета должны предоставляться межбюджетные трансферты, к примеру:
- субвенции бюджетам субъектов федерации, предназначаемые для исполнения ими расходных обязательств,
- субвенции бюджетам субъектов федерации для того, чтобы они в свою очередь предоставили субвенции местным бюджетам.
Расходы, финансируемые исключительно из государственного бюджета
Существуют категории расходов, которые финансируются исключительно из государственного бюджета, в частности:
- обеспечение деятельности Федерального Собрания, Президента, Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты и некоторых других федеральных органов власти, а также ряд других категорий расходов на общегосударственное управление. Перечень таких расходов утверждается в федеральном законе о бюджете,
- содержание федеральной судебной системы,
- ведение международной деятельности, ориентированной на общегосударственные интересы (к примеру, реализация международных соглашений, международного научного и культурного сотрудничества, внесение взносов в международные организации),
- обеспечение государственной безопасности и национальная оборона,
- содействие научно-техническому прогрессу, финансирование фундаментальных исследований в различных отраслях,
- ликвидация последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, масштаб которых признан федеральным,
- поддержка атомной энергетики,
- поддержка морского, воздушного и железнодорожного транспорта,
- исследование космоса,
- формирование принадлежащей РФ собственности,
- пополнение принадлежащих государству запасов драгоценных камней и металлов, государственных материальных резервов,
- содержание организаций, которые находятся в федеральной собственности или в ведении органов власти Российской Федерации,
- проведение референдумов и выборов,
- компенсации расходов по выплате государственных пособий и пенсий, а также прочих социальных выплат, если это финансирование закреплено законодательно.
Расходы, финансируемые из федерального бюджета совместно с бюджетами других уровней
Ряд расходов финансируется как средствами федерального бюджета, так и средствами из бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований. В качестве примеров можно указать такие разновидности расходов, как:
- осуществление государственной поддержки экономических отраслей, сельского хозяйства, связи и автомобильного транспорта, строительства и дорожного хозяйства,
- ведение правоохранительной деятельности,
- обеспечение научно-технического процесса путем финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ,
- осуществление социальной защиты населения,
- развитие инфраструктуры рынков,
- предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, масштаб которых признан межрегиональным,
- финансирование деятельности избирательных комиссий,
- охрана окружающей природной среды, гидрометеорологическая деятельность.