Федеральный бюджет – это часть бюджетной системы Российской Федерации, которая представляет собой форму образования и расходования денежных средств, финансово обеспечивающих выполнение государственных задач и функций.
Основные сведения о федеральном бюджете
Большую роль в развитии экономики Российской Федерации играет федеральный бюджет. Это обусловлено политикой большого участия государства в экономических процессах, которые происходят на территории страны. Бюджет в этой политике является инструментом для перераспределения денежных средств между регионами, отраслями, социальными группами.
Понятие "федеральный бюджет" имеет несколько трактовок:
- экономическая трактовка: это совокупность денежных отношений по поводу перераспределения национального дохода в целях финансирования расходных полномочий Российской Федерации;
- материальная трактовка: это централизованный денежный фонд, который сконцентрирован в границах государства и находится в распоряжении федеральных органов власти;
- юридическая трактовка: это нормативно-правовой акт, который ежегодно утверждается в форме федерального закона, закрепляющего права и обязанности участников бюджетных отношений.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральный бюджет находится в ведении только Российской Федерации. Порядок его формирования и исполнения регламентирует Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Общая характеристика исполнения федерального бюджета в 2020 г.
В 2020 г. федеральный бюджет исполнялся исходя из тех особенностей, которые возникли из-за пандемии COVID-19 и связанным с ней ухудшения экономической ситуации. В частности, это послужило причиной того, что федеральный бюджет впервые за 3 последних года фактически был исполнен с дефицитом (т.е. расходы превысили доходы).
Расходы федерального бюджета в 2020 г. составили 22,822 триллионов рублей, доходы – 8,722 триллионов рублей. Таким образом, дефицит федерального бюджета в 2020 г. составил 4,099 триллиона рублей, что равно 3,8 % внутреннему валовому продукту России. При этом в 2019 г. на этапе составления и утверждения федерального бюджета планировался профицит в 927,6 миллиардов рублей.
Увеличение общего объема расходов федерального бюджета было сопряжено с соответствующим увеличением резервного фонда Правительства РФ. Оно, кстати, было вынуждено возместить нефтегазовые доходы, недополученные в ходе исполнения федерального бюджета в 2020 г., за счет использования накопленных средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Доходы федерального бюджета в 2020 г.
Снижение доходов федерального бюджета в 2020 г. от прогнозируемого изначально значения произошло на 1,871 триллиона рублей. По большей части это произошло из-за того, что исполнение нефтегазовых доходов оказалось на 2,288 триллиона рублей меньшее, чем закладывали в бюджет при его разработке. Это снижение было зафиксировано по таким статьям, как поступления от уплаты налога на добычу полезных ископаемых и вывозных таможенных пошлин на углеводородное сырье и продукцию из него.
Главная причина этого кроется в резком снижении мировых цен на нефть в марте 2020 г., которое произошло на фоне резкого сокращения спроса на неё.
Снижение нефтегазовых доходов было немного компенсировано увеличением ненефтегазовых доходов на 417 миллиардов рублей. В основном подобная ситуация сложилась в результате управления средствами ФНБ и продажи Центральным банком обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России».
По мнению экспертов, достигнутый уровень ненефтегазовых поступлений, который в общей сложности составили 13,5 триллионов рублей, в целом в сложившихся условиях можно признать довольно высоким.
Расходы федерального бюджета в 2020 г.
Фактические расходы федерального бюджета в 2020 г. превысили утвержденные расходы на 4,176 триллиона рублей и составили 23,842 триллиона рублей. Формированию подобного превышения способствовали остатки средств федерального бюджета, которые не были использованы в 2019 году, и бюджетных ассигнований, которые были направлены в резервный фонд Правительства РФ.
Стоит отметить, что в 2020 г. уровень перераспределения бюджетных ассигнований стал самым высоким за последние 10 лет. Кроме того, так же, как и в 2019 г., Правительством РФ не был использован 1,021 триллион рублей.
Анализируя структуру расходов федерального бюджета за 2020 г., можно сделать вывод о том, что отечественная бюджетная система продолжает иметь централизованный характер, поскольку федеральный центр аккумулирует значительный объем налоговых платежей и перераспределяет его между субъектами РФ и муниципальными образованиями.
Данный тезис подтверждается следующими данными:
- межбюджетные трансферты – 8 881,6 миллиардов рублей (39% от общего объема расходов);
- закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд – 3 990,6 миллиарда рублей (18%);
- расходы на выплаты персоналу – 3 168,2 миллиарда рублей (14%);
- иные бюджетные ассигнования – 2 149,1 миллиарда рублей (9%);
- субсидии бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям – 1 690,7 миллиард рублей (7%);
- социальное обеспечение и иные выплаты населению – 1 161,0 миллиард рублей (5%);
- капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности – 996,1 миллиардов рублей (4%);
- обслуживание государственного долга – 784,2 миллиардов рублей (4%).
Для федерального бюджета 2020 г., как и в прошлые года, характерным было неравномерная динамика исполнения расходов. Традиционно самый высокий уровень исполнения расходов федерального бюджета был зафиксирован в четвёртом квартале, в частности в декабре.
Таким образом, исполнение федерального бюджета в 2020 г. было скорректировано вследствие распространения коронавируса и наступления экономического кризиса, однако он остался быть верен основным тенденциям развития бюджетного процесса последних нескольких лет.