Понятие дефицита бюджета
Дефицит бюджета – это состояние бюджета, при котором его расходы превышают доходы.
Если наблюдается обратная ситуация, то речь идет о профиците бюджета. При планировании бюджета страны отталкиваются от принципа сбалансированности, но влияние сторонних факторов исключить невозможно, поэтому возникают ситуации, когда доходы не способны покрыть все расходы.
Сбалансированность является одним из важнейших принципов бюджетной политики. Согласно ему общий объем расходов должен соответствовать количеству поступающих доходов. Под поступлениями в бюджет понимаются не только средства из основных источников дохода, но и иные заимствования. Профицит так же опасен для нормального функционирования бюджетно-налоговой политики. Если он сохраняется долгое время, снижается эффективность использования его средств. Получается, что сбалансированность является основополагающим требованием, необходимым для поддержания стабильности и нормального функционирования системы распределения страны.
Причинами появления дефицита являются:
- Рост расходов из-за изменения отраслевых пропорций.
- Наличие неоплаченного государственного долга.
- Сокращение доходов по причине кризиса.
- Различные форс-мажорные обстоятельства.
- Неэффективное функционирование системы финансового обращения.
- Активная социальная политика без учета потребностей бюджета.
- Коррумпированность чиновников.
- Рост теневого сектора.
Дефицит может быть структурным и циклическим. Первый показывает отрицательное сальдо при наличии приемлемых макроэкономических показателей. Второй демонстрирует спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.
Анализ дефицита бюджета РФ
В конце 2020 года Министерство финансов РФ понизило лимит дефицита бюджета до 4% относительно ВВП. Однако, будущее государственного бюджета во многом зависит от колебания цен на нефть. Спад экономии оказался намного меньше, чем в других странах. Но выход из кризиса, начавшегося по причине пандемии, будет зависеть от активности на рынке энергоресурсов.
Причиной возникновения дефицита в прошлом году стало снижение цен на нефть, к которому экономика страны была готова. Однако, закрытие целых секторов экономики привело к тому, что государственной власти пришлось взять часть резервов и увеличить государственные заимствования. То есть, средства, которые пошли на поддержку бизнеса и населения были взяты из Фонда национального благосостояния. Он складывается из средств сверхдоходов. В реальности дефицит бюджета составил 4%, хотя изначально закладывался профицит в 1%.
Перед страной стоит задача усиления темпов экономического роста. Поэтому некоторые эксперты предлагали увеличить расходы на национальные проекты за счет роста внутреннего долга. На текущий момент его размер считается небольшим, поэтому есть резерв для его увеличения. Однако, данная идея не была поддержана. В 2021 году отношение долга к бюджету составит 20%. Еще одним негативным следствием является перераспределение расходов частного сектора через государственный, что влечет к уменьшению средств в реальном секторе. Глава Центробанка указала, что политика наращивания долга имеет некоторые ограничения. Она видит перспективу в наращивании инвестиций, а не только в заимствованиях.
Российскую экономику от большого провала защитила отраслевая структура. Сектор услуг развит мало, поэтому дестабилизация экономики не оказала столь сильного влияния на общее положение национального хозяйства. Бюджет продолжил получать необходимый объем средств. Просели показатели по малому бизнесу, но занятость в нем меньше, чем на других предприятиях, поэтому и спрос на готовую продукцию снизился незначительно.
Методы регулирования дефицита бюджета в России
Иностранные эксперты полагают, что умеренное торможение российской экономики связано с тем, что карантинные меры действовали относительно недолго. Общая ситуация в экономике потребовала от правительства решительных действий. Был пересмотрен бюджет. Спрос в частном секторе сильно просел, поэтому со стороны государства был сформирован спрос. Ожидается, что частный сектор начнет наращивать свои потребности, тогда меры государственной поддержки тоже будут сокращаться. Такие изменения ожидаются к 2022 году.
Государство смягчило бюджетные правила в 2020 году, так как произошло снижение доходов от реализации энергоресурсов. Далее Министерство финансов планирует нарастить расходы с целью стимулирования деловой активности. В 2021 году так же произошло отступление от бюджетного правила, что было указано в разработанных министерством поправок в Бюджетный Кодекс. Общее сокращение расходов будет увеличено к 2022, а затем уменьшено к 2023.
Управление дефицитом бюджета осуществляется за счет эмиссионного, налогового покрытия и секвестирования бюджета. Эмиссионное покрытие предполагает дополнительный выпуск средств. Но этот подход ведет к росту цен, что снижает стоимость внутреннего долга, а значит, удешевляет его обслуживание. Однако, инфляция может оказаться вредной для экономики в целом. Она ведет к деградации финансовой системы, что в результате нивелирует положительный эффект от эмиссионного покрытия бюджета.
Налоговое покрытие увеличивает нагрузку на реальный сектор и население, что может сказаться на социальном спокойствии. За счет увеличения налогов решаются краткосрочные задачи, но в долгосрочной перспективе этот метод малоэффективен.
Секвестирование заключается в пропорциональном снижении большинства расходных статей. Эти действия реализуются в начале и в конце бюджетного года. Это позволяет защитить некоторые статьи бюджета от изменений, и выровнять объем дефицита за счет других отраслей. Существуют статьи, которые нельзя изменять.