Сущность и цель отчета о выполнении финансового плана
Отчетность в финансовом планировании представляет собой документальное подтверждение результатов деятельности компании. По законодательству РФ каждое предприятие или учреждение обязаны ежегодно составлять финансовую отчетность. К ней относят баланс и отчет о прибылях и убытках.
Финансовая отчетность – это определенный комплекс показателей учета, которые представлены в виде таблиц. Они показывают движение имущества, обязательств и финансовое положение компании за отчетный период. Отчет включат в себя сведения о финансовой ситуации компании и об изменениях финансового положения.
Финансовые отчеты рассматриваются и анализируются аналитиками компании, советом директоров, инвесторами, независимыми финансовым аналитиками и госучреждениями. Исполнители обязаны подготовить и предоставить отчет в установленные сроки, который должен содержать только точные данные и не содержать ошибок.
Цель финансовой отчетности – это удовлетворение потребности в определенных данных широкого круга пользователей, которые принимают ее как основной источник финансовой информации при принятии экономических и иных решений.
Вся документация, которая ведется на предприятии, содержит в себе много детальной информации. Ее изучение позволяет руководству выявить истинное положение дел для разработки или изменения финансовой политики, а также контроля деятельности компании в соответствии с установленной политикой.
Субъекты финансовой отчетности:
- собственники бизнеса и инвесторы (покупка, продажа и владение ценными бумагами, участия в капитале организации, оценка качества управления, установление суммы дивидендов);
- топ-менеджмент компании (регулирование и контроль работы компании);
- банки, поставщики и другие кредиторы (обеспечение обязательств предприятия, оценка способности своевременно выполнять свои обязательства);
- органы госуправления (формирование макроэкономических показателей).
Этапы составления финансовой отчетности
Порядок составления финансовой отчетности включает в себя следующие стадии:
- подготовка к написанию;
- составление бухгалтерского баланса;
- создание отчета о финансовых результатах;
- подготовка отчета о движении денежных средств.
На первом этапе в необходимо определить временные рамки. Большинство финансовых отчетов составляются каждый квартал или год, но некоторые компании предпочитают делать отчетность ежемесячно. Это вопрос индивидуальный для каждой организации, дата подготовки и периодичность сдачи отчета оговаривается с руководством.
Далее изучается актуальность и правильность составления бухгалтерского баланса. От точности данных баланса зависит достоверность финансового отчета. Но если проверка бухгалтерского баланса выявила отсутствие части сведений, следует просмотреть все документы, которые имею отношение к этой информации. Это позволит убедиться, что финансовый отчет будет полон и корректен.
Бухгалтерский баланс составляется на основе данных об активах (собственность компании), задолженностях (долги предприятия) и собственном капитале (акции и добавочный капитал). Данные о состоянии баланса приводят по состоянию на определенный день года (на 31 декабря).
Активы предприятия указываются слева, долги и собственный капитал – справа. В активы входят текущие активы (наличные средства), долгосрочные активы (имущество, оборудование и кредиторская задолженность).
Пассивы или задолженности и собственный капитал – это текущие долги, которые следует закрыть в течение одного года, долгосрочные долги. Собственный капитал – это количество денежных средств, которое останется у предприятия после продажи всех активов и погашения задолженности. К капиталу относятся обыкновенные и собственные акции, а также наличный резерв. После суммирования активов и пассивов, полученные величины должны совпадать.
На третьем этапе составляется отчет о финансовых результатах. В нем содержатся данные о заработанных и потраченных денежных средствах за определенный период времени. Создается такой отчет с 1 января по 31 декабря конкретного года.
В отчете о финансовых результатах следует перечислить все источники дохода (продажи или предоставление услуг), расходы на проданный товар (стоимость производства продукции или оказания услуг), производственные издержки (все расходы, необходимые для ведения бизнеса) и казать нераспределенную прибыль. Это сумма чистой прибыли и чистых убытков с даты создания компании. Сумма нераспределенной прибыли с чистой прибылью/убытками дает общую балансовую прибыль предприятия.
Отчет о движении денежных средств отслеживает приток и отток финансовых ресурсов предприятия. Составляется на один год (с 1 января по 31 декабря). Первый раздел данного отчета – это движение денежных средств в результате операционной деятельности, который совпадает с отчетом о доходах. Второй раздел связан с инвестиционной деятельностью (выплаченные или полученные средства от инвестиций в недвижимость, оборудование или ценные бумаги). Третий раздел - движение денежных средств в результате финансовой деятельности. Он совпадает с той частью бухгалтерского баланса, в которой говорится о собственном капитале.
Прогнозная отчетность
Финансовое планирование основывается на прогнозировании будущей деятельности компании и понимании того, какую цель стремиться достичь предприятия на текущий момент и в долгосрочной перспективе. Проведение прогнозной оценки проводится в рамках предвидения дальнейшего движения денежных средств, а также в отчете о прибыли и убытках. Это планы руководства, а также отчеты финансового состояния предприятия в численном выражении.
Составление прогнозной отчетности крайне важно, особенно для компаний, которые находятся в ситуации ухудшения финансового состояния или на грани банкротства. Выделяют две формы прогнозной отчетности:
- построение прогнозного баланса;
- составление прогнозного отчета о финансовых результатах.
Оба отчета составляются одновременно, так как отправной точкой финансового прогнозирования считается прогноз продаж и финансовых результатов, а конечной целью – составление прогнозного баланса активов и пассивов и установление потребности во внешнем финансировании.
Финансовый прогноз служит толчком для создания финансовых планов (бюджетов) компании. Он позволяет определять наиболее слабые места в финансовой деятельности организации и способствует принятию грамотных управленческих решений.