Философское исчисление
Лейбниц – это исключительно эрудированный человек, прославившийся работами по философии и трудами во многих других научных областях. Наибольшее влияние на его философские взгляды были оказаны Р. Декартом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Н. Мальбраншем, П. Бейлем и др. Взяв у них все самое ценное, Лейбниц мог вести активную полемику со всеми упомянутыми выше мыслителями. Лейбниц проявлял большой интерес к античной и средневековой философии, что было не типично для философии Нового времени.
На протяжении всей философской деятельности, особенно с конца 1670-х годов, Лейбниц стремился к осуществлению алгебраизации всего человеческого знания через построение универсального «философского исчисления», которое позволяет решить наиболее сложные проблемы через простые арифметические операции.
Когда возникали споры, философы могли просто взять в руки перья, сесть за свои счетные доски и сказать друг другу «давайте посчитаем!». Философское исчисление должно помочь формализовать уже имеющиеся знания, в этом Лейбниц уделял особое внимание математизации силлогистики, также это должно способствовать открытию новых истин, а также в определении степени вероятности эмпирических гипотез. Базис философского исчисления – это «искусство характеристики», то есть отыскание символов, которые Лейбниц видел числами и иероглифами, соответствующими сущностям вещей, которые могут заменить их в познании.
Система предустановленной гармонии
Монады – это простые духовные единицы, которыми объясняется возникновение материальных явлений.
Лейбниц, доказывая, что мир является целостной системой, утверждал, что монады не способны взаимодействовать друг с другом, не могут на это влиять. То есть каждая монада – замкнутый в самой себе мир. По мнению Лейбница, связующим звеном между субстанциями выступает высшая монада – Бог, который устанавливает совершенный миропорядок, когда огромное количество субстанций согласуются между собой наилучшим образом. Такое согласование – это гармония, гармоничные отношения между сущностями, которую Лейбниц назвал системой предустановленной гармонии.
Чтобы объяснить свою позицию, Лейбниц привел популярный пример с двумя маятниковыми часами, которые могут абсолютно синхронно работать в трех следующих ситуациях:
- согласование их таким образом, чтобы они качались синхронно;
- поручение кому-либо поддержания их синхронности;
- создание такой саморегулирующейся системы, чтобы они могли действовать согласованно в соответствии с их природой – данный способ более доступен Богу.
Иными словами, Бог создал лучший мир, из всех возможных в котором все постоянно движется и развивается. Монадами образуется непрерывный совершенный восходящий поток, обеспечивающийся законами мировой гармонии. Он существует изначально, так как одна сущность не может происходить из другой, а огромное количество монад существует с самого начала существования времен.
Лейбниц в гармоничном миропорядке отводил человеку особенное место – человеческое бытие располагается между жизнью животных и жизнью гениев. Человеческая индивидуальность развивается начиная бессознательной жизнью, доходит до сознательной жизни, до отчетливого познания идеи мировой гармонии. Это он называл духом, становление которого протекает при развитии души человека: от низшей физической жизни к высшей духовной. По Лейбницу, духи были отображением самого Божества, то есть самого Творца природы, и могут познать систему Вселенной и подражать ей творческими попытками, так как любо дух в своей области является малым божеством. Совокупность духов должна быть Градом Божьим – нравственным миров в естественном мире. Истинная слава и величие Бога заключается именно в познании его духами.
Философское произведение Лейбница «Теодицеи» давало ответы на массу мировоззренческих вопросов: касательно Бога, отношении к нему человека, сотворения веры и разума, свободы воли и необходимости, добра и происхождения зла, а также других нравственных проблем.
В частности, Лейбниц в своей работе стремился к преодолению противоречия: с одной стороны, Бог сотворил лучший из миров, а с другой – в мире существует зло. Лейбниц, при рассмотрении добра и зла, подчеркивал, что мир людей – гармоничен и совершенен, но также в нем есть и ограниченное бытие, заложенное в сути монады как ограниченной силы. Любой предел – это принцип несовершенства и основание для объяснения существования зла. Так как он заключается в сущности вещей, то является неким метафизическим принципом, который Лейбниц называл «метафизическое зло», из которого следовало зло действительное, которое может быть как физическим, так и моральным.
Лейбниц рассматривал зло в качестве недостатка добра, а не его противоположности. Также как болезнь, например, - это недостаток здоровья, а не его отсутствие вообще. Если рассматривать различие добра и зла, то добро – это большее совершенство, а зло – меньшее, и оно не противопоставляется, а просто полностью подчиняется добру. Совершенство мира представлено гармонией всех вещей, и если бы зло отсутствовало, что мир был бы утопическим, поэтому зло служит добру, так как способствует совершенству мира.
В своих работах Лейбниц уделал много внимания вопросу человеческого счастья, связывая его с вопросами добра и зла. Он считал, что человек всегда хочет радости, стремится достичь счастья. С одной стороны, это и является высшим инстинктом, влечением человека, а с другой стороны – ему нужно придать разумный, благородный характер. Это может быть осуществлено в той ситуации, когда человек не просто творит добро, а поднимается до его отчетливого познания и понимания.
Иными словами, философ связывал состояние счастья со стремление человека достичь ясное и отчетливое мышление. Однако счастье не может быть эгоистичным, преодолеть эгоизм можно стремлением к общей пользе. Он считал, что никто не может быть счастливым, когда окружающие не испытывают счастью, а счастье индивида – это результат счастья всех. В этом предположении Лейбниц опирался на веру в могущество человека и его разума, и пришел к выводу о том, что достичь состояния совершенного общества возможно.