Сущность и становление исторического сознания
Историческое сознание – это совокупность представлений о прошлом и будущем всего человечества, характерных для целостного общества и сегментов, из которых оно состоит.
Историческое сознание тесно связано с историческим познанием. Каждая социальная и экономическая общность имеет определенный комплекс исторических представлений касательно своего происхождения, важнейших событий и деталей собственного прошлого, их соотношения с историей других общностей и всего человечества.
Элементы исторического сознания начали формироваться одновременно со становлением человеческого общества. Человек, принадлежащий к какой-либо группе, осмысливает мир в рамках того, что он видит и слышит. Сообщества людей в глубокой древности считали центром мира место своего обитания. Они разделяли мир на стойбища, места охоты и все прочее. Человек мог тогда знать только несущественное количество окружающих его сообществ, с которыми ему приходилось вступать в контакт по тем или иным причинам.
Также и временной диапазон жизни первобытного человека был достаточно узким. Хоть сколько-нибудь отдаленное прошлое уходило в небытие, не оставляя в памяти человека никаких следов, а отдаленное будущее его мало тревожило и не волновало воображения. Из-за низкого уровня развития производств, общественных отношений и человеческой культуры еще не была развита такая жизненная потребность, как воспроизведение прожитых лет. Человек, как любое животное, жил текущей минутой и совершал мгновенные действия, хотя суровая реальность бытия и заставляла его заглядывать в ближайшее будущее, например, заготавливать впрок продукты потребления, обращаться к опыту прошлого – преданиям и советам старшего поколения.
С усложнением жизни родового племени у человека возникла необходимость думать о прошлом своей семьи, рода и племени. Осознание истории жизни своей семьи, рода и племени состоит из установления простейших датировок. Колоссальная роль в этом принадлежит языку, особенно зачаткам письменности. Фиксируя опыт людей, и передавая его в ряду поколений, письменность вместе с орудиями труда и его результатами, создала обычаи и нравы. Посредством письма, люди научились фиксировать и датировать наиболее значимые в события общественной жизни, чтобы не потерять во времени поступки людей, и не предать забвению великие подвиги человечества.
Люди смогли осознать то, что у них есть не только настоящее, но и прошлое и будущее. Они начали осознавать, что новое поколение выступает только звеном в общей цепи развития человечества. В этом и заключаются элементы социально-исторического сознания. В перспективе это породило в душе человека чувство того, что он причастен ко всемирной истории человечества.
Как у каждого отдельного индивида оседает в памяти все то, что он сделал на протяжении своей жизни, во что вложил усилия воли и ума, так и для всего человечества близко и ценно все то, что было им совершено.
История – это общественная память человечества, его самопознание и самосознание. Все, что в действительности исчезло, продолжает жить в историческом сознании.
Знание прошлого имеет громадное значение для процесса создания настоящего. Первые шаги в понимании социальной жизни связывают с представление о том, что сегодняшний день был подготовлен прошлым. В дальнейшем путь исторического сознания привел к устойчивому убеждению, что в понимании настоящего имеют значение не просто знания событий прошлого, но и представление событий будущего. Человечество пришло к осознанию, что именно прошлое творит и рождает настоящее, а настоящее готовит будущее, не заглянув в которое невозможно в полной мере осмыслить ни настоящее, ни прошлое.
Постепенно общество начало свое разделение на классы, сословия, этносы и пр.
Социальные подсистемы в рамках социально-исторического сознания
Разделением труда и специализацией в общественных производствах была порождена социальная дифференциация, спровоцировано возникновение относительно слабых социальных общностей и групп, которые могли выполнять только характерные для них функции, они занимали определенное положение в общественной структуре и обладали собственными интересами. Необходимо отметить, что социальное расслоение и неравенство людей – это естественное состояние любого общества. Мечта о так называемом золотом веке, когда настанет всеобщее и полное равенство, неосуществима из-за своей ненаучности. Более того, она является даже вредной, то как дезориентирует людей, внося напряжение в социальные отношения. Лозунг всеобщего равенства, как показывают исторические события, никогда не был полностью реализован. Происходило замещение одного вида неравенства другим.
Неравенство личного авторитета, обусловленного силой, ловкостью, мужеством и умениями, возникает на наиболее ранних этапах социальной жизни. Можно сказать, что неравенство выступает важным стимулом для развития личности и целостного общества.
Особая роль в возникновении социального неравенства и развитии общества отведена институту собственности. При возникновении собственности, отмечается резкое разделение людей, связанное с имущественным неравенством. Появляются люди, которые заняты исключительно умственным трудом, выделившимся в особую форму профессиональной деятельности. Обозначенные процессы подтолкнули развитие разделения труда, обособление одних групп людей и объединение других в различные сообщества.
Таким образом, социальная структура любого общества в определенный момент его существования представляет собой совокупность конкретно-исторических социальных групп и общностей, отношений между ними и специальных институтов и учреждений, занимающихся регулированием названных отношений.