Взгляды на войну в Античности и Средневековье
Человечество воевало на протяжении почти всей своей социальной истории, и неудивительно, что проблема войны вошла в сферу интересов философии в самом начале ее развития. В доказательство тому можно вспомнить Гераклита, говорящего о том, что война общепризнана, что война есть всеобщий порядок вещей, что война — царь всего. Конечно, Гераклит говорил о войне несколько метафорически, но уже у Платона и Аристотеля мы находим прямые рассуждения о войнах, которые вели греки.
Мы видим в них зачатки некоторых общих традиций, которые прослеживаются в современном мышлении о войне в целом. Платон делил все войны на два типа:
- В первых из них с двух сторон участвуют греки, и Платон называет их «ссорами», «раздорами». Он считает, что это болезнь, поразившая греческую общину (болезнь, кстати, довольно стойкая метафора, постоянно используемая в дальнейших философских подходах к пониманию войны). Пока войны не прекратятся, в таких конфликтах нужно стараться проявлять сдержанность.
- Войны второго типа — это войны, которые ведутся против всех других народов. Платон не видит здесь проблемы: с ними можно бороться, и нет смысла придумывать особые правила, по которым должна вестись такая борьба.
Аристотель в свою очередь отмечает, что есть некоторые справедливые причины, по которым можно вести войны. Аристотель формулирует мысль о том, что должна быть веская причина, позволяющая нам использовать вооруженную силу. Аристотель видит две такие причины:
- во-первых, необходимость защищать свою политику,
- во-вторых, обязанность ответить силой на неправомерную угрозу, исходящую от ближнего, когда у вас нет другого способа предотвратить эту угрозу (превентивная война).
Помимо того известны суждения Аристотеля о войнах, которые греки ведут против варваров. Такие войны он называет «охотничьими» и в некотором смысле считает, что это было дано грекам самой природой — право охотиться на рабов, варваров.
В отличие от Греции взгляды римских философов находились под влиянием концепции права и, в частности, теории гражданского права и договорных отношений. Римские философы считали, что войны, которые вел Рим, были справедливыми, но как достаточно цивилизованные люди считали важным придерживаться определенных норм, определяющих этот римский стиль ведения войны.
Цицерон ясно дает понять, что каждая война ведется как своего рода ответ на преступление. Соответственно, целью войны является исправление этого проступка. Цицерон говорит, что если виновный будет наказан за совершенное зло, то достаточно, чтобы эта сторона сама отказалась от зла, а другие стороны не решались действовать против закона. Но очень важно подчеркнуть, что цель войны здесь не в том, чтобы уничтожить противника, а в том, чтобы наказать его, исправить положение беззакония.
Христианские авторы в IV-V вв. столкнулось с необходимостью применения христианского учения для анализа понятия войны. Сочинения Амвросия Медиоланского и Августина Аврелия легли в основу учения о справедливой войне. Амвросий и Августин писали о том, что бывают ситуации (хотя и не так уж много), при которых христианин не только может, но и обязан воевать. Это ситуация, когда он чувствует Божественную Волю, когда видит, как Сам Бог ведет и направляет его. Бог использует войну для наказания тяжкого греха, который должен быть наказан военной силой.
Война в философии Нового времени
В Новое время, с появлением таких философов как Гуго Гроций, Самуил фон Пуфендорф и Эмер де Ваттель, произошла секуляризация философского мышления о войне. Вместо идеи войны как наказания появляется идея войны как защиты суверенитета (эту концепцию формулирует Гуго Гроций в своих трех книгах «О праве войны и мира»). Отныне центральными понятиями политической философии являются право и безопасность государства, которые необходимо защищать в первую очередь. Правое дело войны — это самозащита, которая не интересовала и не беспокоила христианских писателей.
Гуго Гроций исходит из учения о естественном праве. Он считает, что у всех людей есть определенные причины, заставляющие их относиться друг к другу сдержанно и воздерживаться от насилия. Но государство есть искусственная структура, нормы естественного права имеют на него лишь косвенное влияние. Для Гроция война становится инструментом правового регулирования политических отношений. Мы переходим к войне, когда у нас нет других средств заставить нашего противника или конкурента выполнить свои обязательства. В этом случае война становится возможной мерой принуждения его к выполнению своих обязанностей.
Современная теория войны
В ХХ веке, с возрождением теории справедливой войны, позиция прав человека заменила теорию суверенитета. Теперь идея защиты прав человека будет доминировать. Государство имеет определенные права, но в то же время имеет и обязанности по отношению к гражданам. Оно обязано защищать их безопасность и благополучие. Если государство считает необходимым применение военной силы для достижения этой цели, оно обязано применить военную силу. Промедление может привести к негативным последствиям или привести к угасанию политического сообщества государства как такового. Это означает, что государство реально не справится с возложенной на него основной ответственностью.
Отчасти это позволяет нам увидеть, что современная теория справедливой войны в первую очередь становится либеральной теорией войны, поскольку большинство современных мыслителей занимают либеральные позиции — те мыслители, которые пытаются рассуждать о возможности моральных ограничений войны. С другой стороны, наблюдается опасный элемент: мы видим здесь восстановление августинского подхода к осмыслению войны, мы видим, что государство выступает здесь как субъект, защищающий высшие ценности, права человека. Государство в попытке защитить права человека может использовать военную силу и вести войну против тех, кого считают врагами свобод, врагами прав, врагами людей, врагами человечества.
Возникает ситуация чрезвычайно поляризованного мира, когда мир разделен между друзьями, которые разделяют схожие интересы и схожие ценности, и врагами, говорящими на совершенно другом языке? Теория справедливой войны часто используется в политических дебатах, политической пропаганде. Майкл Уолцер, один из самых известных и влиятельных современных теоретиков справедливой войны, постоянно повторяет, что теория справедливой войны должна оставаться философской теорией, которая налагает на войну множество ограничений, но никоим образом не может быть использована для легитимации войны, чтобы оправдать некоторые военные действия.