Сущность религии и ее функции
Религия – это стремление человека жить в единстве со сверхчувственным Абсолютом – Богом, в котором воплощено высшее совершенство, могущество и смысл всего человеческого бытия.
Религия базируется на вере и выражается, в первую очередь, мировоззрением, мироощущением, включая мистическое и аскетическое, культами – обрядами поклонения божеству, а также разного рода формами объединения верующих – церкви, общины и пр.
Религиозная культура – это особая область культуры, в которой содержание и цель деятельности всех субъектов – постичь метафизические проблемы существования человека, общества и мира, основываясь на иррациональных догмах.
На основании религиозной культуры протекает формирование мировоззрения, главной частью которого выступают сакрализированные ценности и нормы, зафиксированные в священных текстах. Важная часть религиозной культуры – обряды культа.
Функции религии в системе культур:
- наиболее важная функция – мировоззренческая – религия является способом познать и осмыслить мир. Религия помогает осуществлять рационализацию мира, а также вырабатывать определенную картину мира.
- вторая функция – обеспечение выявления смысла жизни человека, которая также основана на некоторой картине мира. Религия дает возможность осмысления таких явлений, как смерть и страдания, а также достойно их переносить.
- регулятивная функция религии – религиозная картина мира выступает как основа норм и ценностей, идеалов, которыми определяется отношение человека к реальному миру. Они выступают ориентирами и регуляторами человеческого поведения.
Влияние христианства на культуру Европы
Христианству отведена двойственная роль в развитии культуры Европы. До нашего времени великое наследие греко-римского античного мира дошло далеко не в полном объеме, так как памятники античной культуры безжалостно уничтожали ранние христиане. С другой стороны, христианством было оказано большое воздействие на процесс становления европейской культуры. Корни богатой культурой Европы хранит философия, скульптура, архитектура и театр античности, сарказм Рабле и Эразма, научные достижения Коперника и Галилея, то есть все то, что на протяжении нескольких тысячелетий противопоставлялось христианству и даже боролось с ним. Но нельзя не сказать о том огромном влиянии, которое оказало христианство на образ мышления и систему ценностей европейцев, то есть на всю духовную культуру.
Христианская культура выступает мировоззренческой опорой сознания, выражает запрос на святую и чистую жизнь, возникающую у человека, утомленного плотским активизмом поздней римской античности.
Библия, библейские образы и сюжеты на протяжении нескольких веков были преобладающими в живописи и скульптуре, внеся этим огромный вклад в формирование культа освобожденного Христа. Лучшее, что было создано европейским зодчеством – церковная архитектура, - должно было прославить величие церкви и бога.
Музыка в католическом храме – фуги и хоралы Баха – так же, как и церковный хор в православии, не могли не оказать особого воздействия на музыкальную культуру народов. Библейские афоризмы, образы, сюжеты, краткие и емкие понятия – «Путь на Голгофу», «тяжелый крест» и пр., царь Ирод, предатель Иуда и т.д., на протяжении нескольких веков формировали и питали системы жизненного восприятия, оценок, нравственных понятий.
Наиболее важные догматы и постулаты церкви о послушании, терпении и воздаянии на том свете сформировали в людях представление о неизбежности, ниспосланности свыше порядков, которые царили на Земле. В лучшем случае люди могли надеяться на избавление после страшного суда и второго пришествия Христа, а до этого они вынуждены были терпеть и надеяться на воздаяние в царстве небесном. Иными словами, на протяжении нескольких веков и даже тысячелетий, нормы морали и быта, представления и ассоциации, культурные традиции и литературные произведения – все это было сформировано под сильнейшим прессом христианской церкви.
Влияние, которое оказывала церковь на развитие традиций, культуры и быта народов Европы, отличалось в западной, то есть католическо-протестантской, и восточно-православной, частях. На западе протест против насилия церкви, вызвавший Реформацию, дал сильнейший толчок для светского развития, на востоке благодаря слиянию православной церкви и государства стало возможным создание более мощной системы незыблемой и освещенной авторитетом церкви традиции, сломать которую оказалось крайне сложно.
На Руси христианство было причиной появления и развития топологической общности храмовой архитектуры, монументальной мозаики и фрески, иконописи и музыки. Русские города начали украшать храмами и другими монументальными зданиями – крепостями, княжескими палатами и пр., жилища граждан и крестьян начали обогащаться предметами прикладного народного искусства. Особое значение в средневековой русской культуре отводилось строительству храмов, которые превратились в центр культурной и интеллектуальной жизни. Одно из наиболее известных архитектурных сооружений – величественный киевский собор Святой Софии. Храм является воплощением устремленности человека к Богу. Купол храма представляет собой молитвенное горение к небесам, некий способ приобщиться к божественному.
Храмовая культура помогла в развитии монументальной живописи и иконописи. В этот период создавалось большое количество региональных художественных школ в таких городах, как Киев, Новгород, Ярославль, Ростов Великий. Церкви начали расписывать образцами – канонами, которые называли «таблетки», а позже – «прописи».
Христианизация Руси во многом помогла в формировании русской философии. Посредством христианства русская философия смогла без утраты своей уникальности приобщиться к философской традиции Византии и посредством ее – к античной философии.
Первой попыткой осмыслить существование человека в качестве целостности, единства личной, семейной и государственной жизни, было стремление великого русского князя Владимира Мономаха. Именно им была создана «практическая философия», в которой вместе с глубоким философским прозрением были приведены практические советы и разработаны этические нормы.