Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Вильгельм Дильтей, немецкий философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Вильгельм Дильтей, немецкий философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики
Содержание статьи

Учение Вильгельма Дильтея

Определение 1

Вильгельм Дильтей По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Дильтей и Бергсон подробнее – немецкий историк культуры и философ-идеалист, представитель философии жизни, литературовед, который впервые ввел понятие наук о духе.

В главном его сочинении «Введение в науки о духе» По данной теме мы уже выполнили реферат история и философия нововведений подробнее , а также в работе « Построение исторического метода в науках о духе По данной теме мы уже выполнили реферат Логика и методология научного исследования. Их роль в историческом развитии науки подробнее » Дильтеем были резко противопоставлены науки о духе естественным наукам. Естественными науками Дильтей называл эмпирическую психологию, а также все науки, занимающиеся изучением явления через эмпирический анализ, а науками о духе – те науки, которые рассматривают непосредственную психическую деятельность – переживание, и поэтому должны иметь свой, специфический метод.

Замечание 1

Психическую жизнь он признавал единым потоком, непрерывно текущим и сущность ее – это иррациональность, подсознательность и телеологическая направленность. Методологически Дильтей противопоставлял предметное или естествоведческое объяснение явлений своему методу понимания или толкования жизни, то есть описательной психологии.

По Дильтею, жизнь ничем не ограничивается и не определяется, она проистекает из тайных источников и стремится к неизвестным целям. Она доступна только частично для человеческого подсознания. То есть доступны индивидуальные жизненные явления и их психологическое понимание и толкование. Через наблюдения за их повторением и закономерностями формируется некая общая классификация, позволяющая включать то или иное индивидуальное явление в относительно постоянные общие законы и принципы. Они служат для исследователя вспомогательным средством при его крайне приблизительном объяснении истории, которая является смешением и срастанием такого типа явлений.

Готовые работы на аналогичную тему

История в качестве целостности не имеет никакого смысла, он присущ лишь некоторым ее эпохам, замкнутым в себе культурным системам индивидуальной структуры.

Замечание 2

Методологически Дильтеевская наука о духе – это попытка соединить две системы: каузально-генетическое объяснение английского позитивизма и интуитивное понимание немецкого идеализма.

Дильтей стремился к возрождению немецкого идеализма на более научной основе. Но такое соединение идеализма и позитивизма не сформировало цельного мировоззрения или цельного метода. Элементы этих систем всегда распадаются, когда Дильтей начинает их практическое применение. Он склонялся поочередно к каждой из систем, в первом периоде своих многочисленных исторических работ он больше склонялся в сторону позитивизма, а во втором – в сторону идеализма.

Историческая перспектива и критика

Теориям Дильтея больше всего не хватало идей исторической динамики. Изучение исторического процесса он подменял изучением, или описанием психического развития личности. Практически все его исследования – это биографии или биографические очерки. Чтобы сделать свои взгляды способными к созидающему синтезу, он вернулся к идеям Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее , но позаимствовал только метафизические элементы его метода, при этом проигнорировав диалектику. Он видел стержнем исторического развития метафизические переживания героев-художников, открыто сделав таким образом основным понятием развития – метафизику.

Однако мировоззрение Дильтея, сложившееся во времена грюндерства и начала германского империализма, понял, что невозможно возродить классический идеализм в этой эпохе, поэтому впал в скептицизм. Он является одним из звеньев в длинной цепи развития от Ницше По данной теме мы уже выполнили реферат реферат по философии подробнее до Шпенглера.

Применив дуалистичность своего мировоззрения к литературоведению, Дильтей, в первую очередь, противопоставил свой метод историко-философской школе Шерера-Шмидта. Если эта школа под воздействием взглядов позитивистов Конта, Тэна и прочих стремилась к сведению изучения литературных явлений к точности естественных наук, рассматривая человека социальным существом, слагающимся под воздействием условий окружающей действительности, то Дильтей, напротив, противоречил исследованиям внешних условий, которыми определяются художественные произведения, переносят угол своего внимание непосредственно на мировоззрение писателей и значение переживаний в поэзии.

По Дильтею, мир художника отличается от мира окружающих людей, ибо:

  • во-первых, он питается поэтической фантазией, которая обязательно входит в состав его душевной конструкции;
  • во-вторых, художник стремится освободиться от давления действительности посредством присущего ему одному сильному, непроизвольному стремлению созидать.

Таким образом, любое художественное произведение – это оформление питаемого жизненными переживаниями отдельного события. Задачей литературоведения является установление связи поэзии и переживаний писателя.

Дильтей написал много работ, посвященных литературоведческим темам. Главными его произведениями являются:

  • серия биографий немецких романтиков с Новалиса и до Гёльдерлина;
  • «Фантазия и психология в поэзии».

Особенно существенное воздействие на современную духовно-историческую школу оказало последнее сочинение Дильтея. Но так как его метод в целом дуалистичен, и выражается в постоянном колебании позитивизма и метафизики, то и его литературоведческий метод позволил опираться на него как на формалистически-эстетическую школу, так и многочисленные течения внутри духовно-исторической школы.

Однако все они базируются на том идеалистическом положении Дильтея, что «история духа» или «наука о духе», должна базироваться на рассмотрении каждой отдельной культурной области как выявление саморазвития единого духа идей эпохи.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Любовь Григорьевна Саханова

Эксперт по предмету «Философия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис