Постиндустриальное общество – это информационное общество, которое происходит благодаря модернизации индустриального общества и выделения в качестве ведущих сил его существования теоретических знаний и информации, а также человек-человеческой сферы взаимодействия.
Классические представления о постиндустриальном обществе Д. Белла
Термин постиндустриальное общество возник еще в начале двадцатого века и использовался в концепциях различных философ (А. Кумарасвами, А. Пенти, Д. Рисмен), однако прочно вошел в философскую практику благодаря теории, разработанной Д. Беллом в 70-х годах. Для Белла постиндустриальное общество – это общество будущего, его описание – это не исследование какого-либо реально существующего, современного ему общественного устройства, но прогноз развития западных стран.
Белл предполагал, что переход к постиндустриальному обществу произойдет благодаря коренным изменениям во всей структуре общества – ее социальной, политической и культурной сферах. В качестве основных признаков нового этапа общественного развития он выделяет:
- ведущая роль информации в производстве прибавочной стоимости;
- смена занятости населения со сферы производства на сферу услуг;
- переход от горизонтальной стратификации к вертикальной;
- теоретические знания как главная ценность;
- использование «интеллектуальной технологии» для принятия управленческих решений;
- выделение интеллектуальных и технократических элит в качестве властных;
- становление гражданского, правового общества.
Образ постиндустриального общества, созданный Беллом является социальной утопией, в которой благодаря изменению ведущих производительных сил и исчезновению рабочего класса, уйдут в прошлое и классовые конфликты между рабочими и промышленниками, а общество станет деклассированным, разделенным на вертикальные страты в которых определяющим станет не собственность и финансовое благосостояние, а иные признаки – например сфера занятости (ситусы ученых, художников, технологов и т.д.).
Вместо рабочего класса Белл предсказал формирование класса сервисного, т.е. людей занятых в сфере услуг и главной деятельностью которых является взаимодействие с другими людьми. По мнению Белла вовлечение масс в сферу человек-человеческих отношений должно было привести к невероятному расцвету гуманистичности в обществе, вывести человеческое взаимодействие на новый уровень.
В качестве новых элит общества Белл видел ученых и технических специалистов, обладающих большим объемом теоретических знаний и технологий. С позиции Белла знание не может быть частной собственностью, поскольку производится совместными усилиями, что опять-таки уберет имущественные барьеры для социальной динамики. При этом новые элиты станут принимать управленческие решению не из субъективных предпосылок или конъектурных интересов, а основываясь на интеллектуальном, научно обоснованном анализе. Впрочем, сам Белл позже отказался от данных представлений сочтя их чрезмерно утопичными, он признал, что влияние интеллектуальных элит на политику остается в лучшем случае консультационным, в то время как реальные решения принимают элиты властные.
Теория постиндустриального общества и модернизация
Теория постиндустриального общества – это теория общественного развития, она не только прогнозирует общество будущего, но раскрывает принципы прогресса человеческого общества вообще, основываясь на реальной исторической модели развития западного общества.
Всего Белл в своей теории выделяет три общества:
- доиндустриальное,
- индустриальное,
- постиндустриальное.
Теория Белла, как например и формационная теория, является стадиальной, однако в качестве осевого принципа, определяющего степень развития общества и причины его перехода с одной стадии на другую был избран уровень его технологического прогресса.
Так доиндустриальное общество характеризуется низким уровнем технологичности. Человек в нем полностью занят взаимодействием с природой и зависит от нее. Его главная деятельность добывающая, а главная ценность - это природные ресурсы. Источники энергии крайне ограничены – это мускульная сила человека и животных, использование силы ветра или воды.
Для индустриального общества главной деятельностью становится перерабатывающая. Оно все еще плотно привязано к природе, но уже почти не зависит от ее прихотей. Открываются новые источники энергии – использование топлива, электричества, атомной энергетики. Человеческое общество создает вторую природу – искусственную среду обитания, оторванную от природы реальной – крупные городские, промышленные центры и агломерации.
Переход от одного типа общества к другому происходит в рамках модернизации. Модернизация начинается с технологического прорыва и охватывает все сферы общества, меняет его структуру и жизненный уклад.
Развитие концепции постиндустриального общества в работах М. Кастельса
Представления о постиндустриальном обществе получили свое дальнейшее развитие в трудах испанского философа М. Кастельса. Его работы, посвященные обществу информационному были созданы в 90-х годах прошлого века, в тот период, когда постиндустриальное общество бывшее для Белла не более чем видением будущего, начало приобретать реальные черты. При этом отдельные положения теории Белла получили свое подтверждение, другие напротив, оказались опровергнуты или скорректированы.
Кастельс рассматривает современное западное общество как общество информационного капитализма, в котором главным принципом организации как социальной структуры, так системы производственных отношений или администрирования, становится сетевой. Становление сети происходит благодаря точно предсказанным Беллом процессам вытеснения труда и производства в пользу производства информации и технологии. Сеть предполагает большую мобильность ее элементов, в первую очередь социальную, информация, распространяющаяся в обществе быстро и свободно, благодаря новым коммуникационным технологиям включает процессы его самоорганизации и самоуправления.
Вместе с тем Кастельс критикует утопические воззрения Белла на изменение социальной структуры общества. Хотя рабочий класс действительно уступает место классу сервисному (во многом благодаря переносу производств в страны третьего мира), а основные социальные конфликты происходят между вертикальными стратами, отличающимися по этническому, религиозному, культурному признаку, горизонтальное деление общества никуда не исчезло – разница между бедными и богатыми только возросла.
Информация, знания не стали общим достоянием, они защищены авторским правом, причем отчуждаются от реальных авторов в пользу правообладателей, обладающих как капиталами, так и властью. Интеллектуальные элиты подчиненные социальному заказы и логике рынка не могут реализовать себя как независимые управленческие структуры. В целом, Кастельс отмечает, что информационный капитализм является превосходной стадией развития капитализма, в котором его стремление к максимизации прибыли любой ценой достигает наибольшего значения.