Общественный договор – это соглашение, достигаемое путем добровольного отказа граждан от части своих естественных прав и свобод в пользу социальных гарантий и общественного блага.
Понятие естественного права и договора в работах Гроция и Гоббса
Основы для возникновения теорий общественного договора были заложены в трудах Гуго Гроция. Данный философ пересмотрел представление о естественном праве, сформулировав его на совершенно ином уровне. Если в античной и схоластической философии естественное право рассматривалось как некая данность, установленная богом или природой, которая подчиняет себе людей и обязывает их к соблюдению неких «совершенных» законов, то Гроций рассматривает естественные права как возможность. Согласно его точки зрения права – это возможность человека реализовывать свою свободу воли, стремление к жизни, к процветанию, сохранению и преумножению своего рода и собственности, причем возможность, не привитая человеку извне, а происходящая из самой его природы, которую не могут отнять у человека ни правитель, ни бог.
Именно такая трактовка естественного права обосновала базу для рождения теорий общественного договора. Наиболее известными являются три из них:
- теория Т. Гоббса,
- теория Дж. Локка,
- теория Ж.-Ж. Руссо.
Гоббс исходит из представления о том, что реализация естественных прав человеком, т.е. прав на неограниченность действий для сохранения жизни, влечет за собой состояние войны всех против всех, поскольку интересы людей постоянно сталкиваются, а решение конфликтов осуществляется на основании произвола силы. Для преодоления подобного естественного состояния хаоса, люди создают естественный закон – ограничение индивидуальных прав, ради достижения стабильности, безопасности и возможности для взаимодействия. Однако одного лишь закона недостаточно, требуется сила, следящая за его соблюдением. Так возникает общественный договор. Человек не просто отказывается от части своих прав, но делает это в пользу договора – лица, или группы лиц, на которых эти права переходят.
Итогом договора становится создание государства-левиафана. Государство — это искусственное образование, которое едино по своей сути, так как права множества людей концентрируются в одной точке – лице, осуществляющем неограниченную волю и власть, ради соблюдения естественного закона.
Гоббс являлся сторонником классического абсолютизма, ибо полагал, что разделение власти приведет лишь к конфликту между лицами, ею обладающими, и к новому хаосу.
Концепция общественного договора в работах Локка и Руссо
Дж. Локк исходит в своей теории из позиций сходных с таковыми у Гоббса. Однако в отличии от коллеги, он не рассматривает естественное состояние как войну, люди живут в нем по закономерностям первобытного общества – вступая в конфликты и заключая союзы. В нем появляется и первые формы власти – власть отца внутри семьи. Наконец, важнейшим достижением этого этапа становится возникновение собственности. Именно ради защиты собственности, ради стабильности и возможности свободного и безопасного осуществления своих прав на собственности люди и заключают общественный договор, по своей сути аналогичный гоббсовскому. Однако, Локк отрицает представление об абсолютном и непререкаемом характере власти порождаемой договором. Напротив, эта власть связана и ограничена самим договором. Локк выделяет четыре принципа ограничения власти:
- власть должна стремится к общественному благу,
- законы должны носить всеобщий и абсолютный характер и не меняться от случая к случаю,
- власть не может повысить налоги на собственность без согласия народа,
- власть не может передать права на установление законов кому-либо, кроме тех, кто был одобрен народом.
В связи с этим Локк с одной стороны считает необходимым разделение власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную, а с другой оставляет за обществом право на сопротивление и свержение деспотической власти.
В отличии от английских философов Жан-Жак Руссо исходит из представления о естественном состоянии человечества как наиболее совершенном и идеальном, рассматривая собственность в качестве источника зла, породившего неравенство между людьми, а от него все прочие беды, от зависти и воровства до войны и деспотической власти. Однако философ признает, что возвращение к прошлому невозможно и общество должно развиваться к более совершенным формам.
Политическим идеалом Руссо становится демократическая республика, в которой власть прочно связана с гражданским обществом эту власть порождающим. При этом власть способствует как саморазвитию каждого из граждан, так и его вовлечению в активную политическую жизнь общества. Однако по мере разработки своей концепции Руссо уходит от либерализма в тоталитаризм. В рамках общественного договора гражданин должен отказаться в пользу государства не только от части своих естественных прав, но также всей собственности и наконец всех политических свобод, во имя стабильности и равноправия всех граждан в государстве. Для устранения несогласных Руссо предполагал существования специальных служб и лагерей.
Особенности философии Просвещения
Философия Просвещения представляет собой культурный феномен восемнадцатого века, в основе которого лежит культ человеческого разума, как абсолютного инструмента, способного привести человечество к светлому будущему из мрака предыстории.
Философы Просвещения были особыми людьми своей эпохи, которые отрицали образ и ценности философов предыдущих времен – активные, включенные в многообразные жизненные процессы, испытывающие свои идеи на практике, не сомневающиеся, а утверждающие превосходство собственных построений над всем что было до этого. Философы Просвещения искренне считали, что человеческий разум способен разбить все оковы и познать весь окружающий мир, подчинить его собственной воле и поставить себе на пользу. Источником всех бед, болезней, неурожаев, социальных проблем, войн, они видели невежество и неразвитость людей, их отделенность от системы образования и саморазвития. В своих программах, которые философы активно претворяли в жизнь в союзе с действенной властью они опирались на три основных момента:
- принцип природы,
- принцип пользы,
- принцип прогресса.
Принцип природы состоял в том, что основы человека, его разума, заложены природой и человеку не следует отказываться или отгораживаться от нее. Мораль, нравственность, этика – искусственные построения попирающие природные потребности человека. Они должны быть не столько разрушены, сколько перестроены на новой, исходящей от природы человека основе, поскольку без морали существование общества все-таки невозможно.
Принцип пользы утверждал, что человек с помощью своего разума способен проникнуть в любые тайны, касались они природных или душевных процессов, и использовать полученные знания для достижения благ рода человеческого. В любой области человеческой жизни от экономики, до внутренней политики должен главенствовать рациональный подход, опирающийся на конкретные знания, который позволит наилучшим образом организовать процесс – от ведения сельского хозяйства, до установления справедливых законов.
Принцип прогресса ломал до того привычную картину мира, согласно которой жизнь течет по замкнутому циклу, либо человечество стремится к возвращению в прошлое в «золотой век». Философы Просвещения помещают «золотой век» в будущее, туда где развитие наук и технологий позволит решить проблемы бедности, социального неравенства, голода, войны и т.д.