Государство – это форма политической организации общества для которой характерно наличие исторически сложившейся территории, суверенитета, структуры, органов управления и принуждения, которым подчиняется население.
Основные идеи философии Платона
Представления Платона о государстве, его устройстве, механизмах функционирования и развития (деградации), основаны на онтологических и этических положениях его философии. Платон одним из первых создает идеалистическую картину бытия. В центре его онтологии лежит представление о существовании нематериальных сущностей - идей.
Идеи – это обобщенные понятия, обладающие свойствами субстанций, т.е. вечные, неизменные, не нуждающиеся в чем-либо для своего существования.
Согласно представлениям Платона именно мир идей представляет собой подлинное, реальное бытие, в то время как физический мир, мир материй, представляет собой его искаженное отражение. Каждый предмет мира материй отражает в некоторой степени одну идею. Однако ни одна вещь не способна воплотить идею полностью, т.к. идея обладает признаками всех вещей данного класса, так идея лошади включает в себя всех возможных лошадей – пегих, гнедых, степных, арабских и т.д. При этом идея лошади совершенна, она превосходит любую реально существующую лошадь.
Материальный мир же в целом является отражением Мировой души, как наиболее общей и глобальной идеи, включающей в себя все остальные. Идеи существуют не только в своем мире идей, но также способны проникать и в мир материй, в частности в качестве человеческой души. Душа – это тоже идея, а потому она бессмертна в отличии от материального тела. Однако помещение в материальный сосуд негативно сказывается на идее-душе, в частности она забывает все свои знания, а также воспоминания о прошлых жизнях.
Кроме того, материальное тело оказывает на душу воздействие через собственные желания, стремления, страсти. В зависимости от собственной природы в душе может возобладать одна из ее трех частей:
- разумная, что связана с мозгом, разумом, логикой;
- отважная, что связана с сердцем, чувствами, отвагой и яростью;
- вожделеющая, что связана с печенью, страстями, жаждой богатства, а также умеренностью, сдержанностью.
Большую роль в раскрытии негативных или положительных качеств души оказывает воспитание. При должном воспитании даже у вожделеющей души могут проявиться ее лучшие черты, в то время как при отсутствии воспитания даже разумная душа способна пасть в пучину безумия и рабства перед собственными страхами и страстями.
Представления о государстве
Длительное время в древнегреческой философии доминирующей темой оставалось осмысление проблем бытия и его познания (в философии элеатов, ионийцев, атомистов и т.д.). Свое представление о строении идеального сообщества было выдвинуто пифагорейцами в рамках их мистического ордена. Однако социально-этический компонент их учения был скорее религиозно-догматичным, он предлагал готовую модель идеального сообщества посвящённых, а не критическое осмысление реальных и идеальных обществ.
Толчком к развитию социально-политических учений, стала философия Сократа, поставившая в центр размышлений проблему человека, смысла его бытия, а также этическую проблему Блага. Благо есть высшая цель и смысл жизни человека, в философии Сократа, который понимал под самим благом, познание человеком природы и самого себя, что гарантировало осознанность его существования и предпочтение верных поступков, дурному поведению.
Платон, будучи учеником Сократа, воспринимает его этическую концепцию и перекладывает ее с отдельной личности на общество в целом. Следует понимать, что описывая государство Платон рассматривает его в привычных для него исторических рамках полиса – города и прикрепленных к городу территорий. Платон сам указывает, что при чрезмерном расширении территории государства его дальнейшее эффективное управление будет невозможно.
Рассматривая государственное устройство Платон выделяет несколько его типов:
- аристократия,
- тимократия,
- олигархия,
- демократия,
- тирания.
Что характерно, типы государств Платон рассматривает в порядке их деградации от наиболее совершенного, идеального типа – аристократии, предполагающей власть немногих, специально отобранных мудрецов, к тирании – единоличной и жестокой власти испорченной и в тоже время несчастной личности тирана.
Тимократия представляет собой общество с доминирующей ролью военных, людей с отважной душой, которые более всего ценят честь и отвагу, однако не гнушаются богатством. Олигархия – это власть дельцов, богачей. По мнению Платона, олигархи не способны ни к управлению государством, ни к военному делу, а потому государство при них деградирует, в то время как власть прикладывает все усилия к собственному обогащению. При этом общество постоянно находится под давлением и надзором – олигархи стремятся избавиться от тех, кто представляет для них опасность, ярких лидеров. Однако конец олигархическому правлению обозначает демократическая революция, главный лозунг которой – равенство, т.е. стремление все разделить, и свобода от многочисленных запретов и законов, наложенных олигархией.
В рамках демократического общества власть становится достоянием толпы и постоянно все больше и больше теряет свое влияние на ее страсти. Стремясь к свободе толпа начинает отрицать любые, даже самые справедливые законы, а сама свободы ложиться на нее тяжким бременем. В таких условиях появляется харизматичный лидер, который берет власть в свои руки и устраивает тиранию, невероятную несвободу.
Идеальное государство
Идеальное государство с точки зрения Платона – это такое общественное устройство, которое отражает идею государства, стремится к ее максимальной реализации на земле. В его основе лежит идея разделения общества на функциональные слои, согласно доминирующему типу души и его предназначению.
Люди с вожделеющим типом души – крестьяне, ремесленники и торговцы, те, кто обеспечивает физическое существование государства, выполняя все необходимые работы, создавая его материальное благополучие.
Люди с отважной душой – стражи-воины, задача которых обеспечение внешней и внутренней безопасности государства, стоят на уровень выше работников. На вершине же социальной лестнице люди с разумной душой – мудрецы, философы и правители.
Платон полагает, что частная собственность и частный интерес пагубно воздействуют на душу человека, равно как и на государство вообще, а потому мудрецы и стражи ее лишены. У них нету даже семей – все дети общие, а выбор женщин для деторождения осуществляется по критериям науки – скрещивания лучших с лучшими для улучшения породы.
Частная собственность разрешена лишь для низшего сословия, ибо люди, вожделеющие не смогут эффективно трудиться без нее ради общего блага. Однако ее размеры достаточно жестко ограничены.
Платон полагал, что устроить идеальное государство можно было бы двумя способами – приставив философов советников к единовластному правителю, либо изгнав с территории какой-либо страны всех людей старше четырнадцати лет, оставив лишь детей с философами-наставниками.