Философская категория развития представляет из себя главный предмет диалектического познания человека. Изучение данной категории открывает перед человечеством способности руководства процессами развития, позволяя трансформировать материальный мир в соответствии с объективными нуждами человеческой жизни.
Развитие являет собою объективное явление духовной и материальной жизни, которое оценивается и изучается посредством субъекта познания. Философия предполагает рассмотрение развития в контексте одного из важнейших категорий бытия. Сама сложность всего процесса развития предполагает и определяет неоднозначность трактовок категории «развития» в контексте философской мысли человечества.
Античность и Средневековье
В эпоху Античности диалектические мыслители и философы изучали космос. Они полагали, что это целостная система, вследствие чего важно выделять отдельное значение процессу появления явлений и трансформации их в иные процессы. Оны полагали, что мир – это нечто неразрушимое, бесконечное и вечное. По их мнению, все явления в мире повторялись циклически.
Рисунок 1. Сравнительная характеристика мировоззрения человека Античности и Средневековья. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Философия средневековья дает совершенно иную культурологическую парадигму, в которой Богу отводилось главное место в идеологической составной. Вследствие этого сложилась концепция неповторимости событий в мире, в западная философия выбрала линейную модель развития человечества.
Просвещение и «Немецкая классика»
В эпоху Просвещения возникает новая идея в контексте исторического развития человечества. Так, этот процесс непрерывной прогрессии направляется посредством духовных факторов. Важным элементом эпохи Просвещения был отход от чувственного познания и переход к рациональному познанию, когда человек руководствовался не эмпирической составной, а логической разумной.
Рисунок 2. Категория развития в философии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Представители немецкой классики разработали огромную целостную концепцию структуры развития, которая базируется на основоположениях объективного идеализма.
Л. Феербах – первый человек в истории философской мысли $XVIII$ века, кто преступил границу идеального и трансформировал мировоззренческую позицию материализма.
Современная философия
В современной философии категория «развития» являет собою отдельный тип изменения, который, в отличии от большого количества других изменений системы, непосредственно связан с обновлением параметров системы, её структуры и функционального состояния. Результатом развития принято считать появление нового качественного состояния объекта.
Возможно развитие только конкретных духовных или материальных систем. В качестве развивающейся системы можно рассматривать отдельный живой организм, общество, Солнечную систему и т.д. Но за пределами конкретных систем развития быть не может. Развитие никогда не выступает как развитие «вообще» или развитие «всего». Говорить о развитии материи в целом можно лишь подразумевая совокупность отдельных развивающихся систем.
Развитие никогда не идёт только по одному направлению, оно имеет сложную многоуровневую структуру и проходит в несколько этапов. Развитие, как правило, описывается как последовательная смена качественных состояний развивающегося объекта. Тем не менее, в содержание этого процесса справедливо также включают изменения в форме существования объекта и его строении. Развитие — это последовательная смена состояний объекта, которая предполагает невозможность сохранения прежних форм существования объекта. Тем самым, при изменениях в организационном устройстве, объект оказывается направленным к выходу на новый уровень существования, ранее невозможный и недоступный.
Три основные модели понимания движения
Существует несколько основных моделей понимания движения:
- К первой модели относят представителей милетской школы (Анаксимандр, Анаксимен, Фалес) и Гераклита. В данной концепции движение являлось перманентным появлением и уничтожением вещей, как бесконечное установление всего существующего.
- Противоположная модель была выражена элеатской школой, к которой относят Парменида, Зенона и Ксенофана. Они не отрицали наличия движения как такового, но ставили под огромное сомнение его всеобщность. Парменид полагал, что бытие является неподвижным, единым и замкнутым.
- Третью модель представил Эмпедокл – уникальный философ который не оставлял попытки объединить все противоположные идеи и начал рассматривать изменение и устойчивость как две стороны одного единого процесса развития.