Следует сразу же отметить очень важный аспект категории бытия: способом существования самого бытия является движение, а формы его проявления — пространство и время. В своем непосредственном развитии все уровни организованного бытия демонстрируют производительность общих законов. Тем не менее, такая демонстрация сопряжена с трудностями выражения данного действия. И лишь посредством категориального каркаса объекта философского анализа можно решить возникшую проблему.
Категории как особый вид понятий бытия
Понятие «категории» было заимствовано из лексики судопроизводства. В данной отрасли деятельности он означал обвинение. Жестокая ориентация на предмет главного внимания, скорее всего, и послужила основой трансформации в философское юридического понятия, которое означает сейчас определенность, однозначность, целостность, обусловленность.
Весь речевой аппарат человека состоит из нескольких ключевых аспектов: понятие, суждение и умозаключение. Посредством данных составных происходит освоение мира человеком, формирование представления о мире как основа будущего отношения к нему.
Понятие являет собою мысль об определенной реальности мира, ее замещающий образ. Данный образ являет собой совокупность всеобщих и специфических признаков, в качестве которых выступают отношения и свойства отраженной в сознании реальности мира.
Категория являет собою философское понятие, которое, в отличие от обыкновенного понятия, ориентировано не так сильно на свойства, как на закономерности и тенденции развития бытия. Будучи организующими принципами и формами процесса мышления, категории повторяют соотношение бытия и познания в общем и самом концентрированном виде. Категории являют наивысшую степень абстракции – отвлечения от единичного, конкретного, что позволяет наиболее эффективно проникать в подлинную сущность природы бытия, так как, невзирая на абстрактность, за категориями стоят истинные и подлинные закономерности существования мира. В данном понятии и заключается онтологическое значение категории.
Изучая при помощи категорий данные закономерности, мы получаем способность узнать истинную реальность мира. В этом отображается гносеологическое обозначение категорий. Философские категории лежат в базе анализа и обобщения информационных аспектов чувственных восприятий и представлений. Можно даже не ведать специфики философского вопроса о соотношении всеобщего, единичного и особенного, но разводить данные уровни в жизни, так как категории являют особые формы человеческого мышления. В этом и заключается их логическое значение.
Понимание категорий в философии Аристотеля, И. Канта и Г. Гегеля
Мыслители эпохи Античности в поисках первоосновы бытия столкнулись с проблемами не только определения его оснований, но и с проблемой выражения данных оснований.
В трактате «Категории» Аристотель предлагает найти нечто такое, где одновременно присутствует неизменная самотождественность подлинного бытия и обособленность конкретного бытия преходящих вещей. Аристотель ставит перед собой задачу построить такую систему категорий, которая способна «схватить» то, что находится посередине между бытием и небытием, то, что выступает как потенциально возможное.
Возможное нельзя считать существующим, но ему нельзя отказать и в определенной форме предсуществования. Возможное принципиально отличается от того, что не может быть никогда, ни при каких условиях.
Как полагает И. Кант, в процессе познания принимают участие два компонента: чувственный опыт и рассудочное мышление. Второй компонент оснащен категориями.
Кант создает собственную конструкцию категорий, которая обладает следующим видом:
- Количественные категории (единство, множественность и целостность).
- Качественные категории (отрицание, отграничение и реальность).
- Отношенческие категории (принадлежность и самостоятельность, действие и причина, взаимодействие как отношение между действующим и страдающим).
- Модальные категории (способность и неспособность, бытие и небытие, необходимость и случайность).
Рисунок 1. Первообраз частной системы категорий А.С.Борчикова. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Классификация категорий по основаниям определенности, обусловленности и целостности
Важно отметить, что познавательный путь объективной реальности имеет шесть умопостигаемых собственных вех. Таковыми являются восприятие, понятие, ощущение, представление, суждение и умозаключение. На данном пути категориальный аппарат играет роль классической ступени познавательной функции, последующих последовательных и ориентирующих на последовательность в познавательном аппарате конкретно исследуемого предмета.
- Первый аспект неразрывно связывается с установкой определенности. Помимо этого, необходимо заняться поиском ответа на очень важный вопрос: что же являет собою исследуемый объект.
- Второй аспект подразумевает установку обусловленности – причинно-следственной связи. Так, необходимым действием будет определение причины, почему исследуемый предмет, такой, а не другой.
- Третий аспект связан неразрывно с установкой выбора информации, необходимости обоснования оптимального отношения к исследуемому объекту.
Данные этапы освоения определенного объекта соотносятся с категориями обусловленности, определенности и целостности.