Целое и часть являются категориями, которые отражают взаимоотношения совокупности предметов и непосредственно их сторон, связей и элементов, которые приводят и объединяют возникновение в данной совокупности новых закономерностей и свойств, которые не присущи сторонам, предметам, элементам в их расчленения.
Диалектика рассматривает целое и часть в непосредственном диалектическом единстве и сосуществовании. При возникновении целого появляется и новое качество, не сводящееся к единому знаменателю свойств частей. Тем не менее, такое качество будет определяться по-частям: количеством, определенным типом взаимодействия частиц.
Таким образом, диалектика полагает, что познание целостного может стать успешным лишь при условии наличия знаний о свойственных характеристиках его отдельных частей и, наоборот, исследования самих частей должно базироваться на предшествующем, априорном знании целостного.
История «целостности»
На рубеже $XІX$ и $XX$ веков начали употреблять данное понятие. Это было сделано для того, чтобы можно было рассматривать все предметы прежде всего в их изначальной целостной взаимосвязи, в их структуре. Это, в свою очередь, отдавало бы справедливость тому факту, что указание характеристик отдельных частей никогда не сможет пояснить всеобщего действия или состояния предмета; так как отдельное, «часть» может пониматься лишь вне целого, а целое, как глаголил еще Аристотель, больше суммы своих частей.
С точки зрения Философа, целое состоит не из частей. Это связано с тем, что в нем лишь существуют части, в каждой из которых также действует целостное.
В психологической науке серьезные изменения возникли при необходимости в освобождении от атомистического и механического способа рассмотрения, который был характерным для $XVIII$ и $XIX$ веков. Таким образом, предметом исследования становилась неискаженная, самобытная душевная жизнь.
Благодаря О. Шпанну, в социологии понятие целостности трансформировалось в основное понятие универсалистского учения об обществе. В соответствии с данной концепцией (учением), целостности составляют не лишь одну форму конструкций явлений, но и предстают основными движущими силами, носителями казуальности, которую невозможно определить, ее можно лишь обнаружить.
В педагогике существует иное понимание целостности, которое привело к преобразованию методов изучения письма и чтения: метод чтения по частицам (слогам) напрочь был отброшен; слово теперь не составляется из отдельно созвучных звуков или букв, а эти элементы, в свою очередь, рассматривались как части слова, выученного целиком.
Посредством данного нововведения дети смогли писать и читать на порядок быстрее, нежели раньше. С этой же точки зрения произошло первоначальное обучение числам и счету.
Целостное рассмотрение впервые находим у Альберта Великого, затем в классике и в идеализме 18 и нач. 19 в. В настоящее время преобладает целостный способ рассмотрения всех явлений.
Философские категории: часть и целое
Целое и часть – это философские категории, которые выражают соотношение между совокупностью предметов (или элементов отд. объекта) и связью, которая соединяет данные предметы и приводит к появлению у совокупности новых (интегративных) свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщённости.
Благодаря этой связи образуется целое, по отношению к которому отд. предметы выступают в качестве частей. Категории Часть и Целое характеризуют также общее движение познания, которое обычно начинается с нерасчленённого представления о целом, затем переходит к анализу, расчленению целого на части и завершается воспроизведением объекта в мышлении в форме конкретного целого.
Характер трактовки категорий Часть и Целое и связанной с ними проблемы целостности в значительной мере определяет общую стратегию научного познания в тот или иной период его развития.
Отношения «Часть» и «Целое»
Вопрос об соотношении целого и части, который был поставлен еще в эллинство, рассматривался во всех значительных философских учениях.
Современная наука, практикуя обобщение данных теоретических концепций и дисциплин, базирующихся на едином подходе к объектам (концепция интегративных ступеней в теоретической биологии, исследования в физиологии, психологии, исследования в генетике, экологии, лингвистике и т.п.), не лишь теоретически, но и на экспериментальном материале доказала, что в случае сложноорганизованных объектов целое несводимо к сумме частей.
Таким образом, философские категории «части» и «целого» являются одними из основных не только в философской мысли предыдущих эпох, но и в современной философской науке.