Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Догматизация философии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Догматизация философии

Характерные особенности философии этого периода

Замечание 1

После $20$х годов в СССР ещё была сохранена атмосфера философских дискуссий, в $30$е годы она полностью устраняется, на смену ей приходят догматизм и комментаторский стиль.

Идеологическое влияние в $1940$х усиливалось, как ответ на «космополитические» умонастроения, что вылилось в полное подчинение советских ученых партийно-административному надсмотру. Проводимые обсуждения рассматривались не иначе как зарождавшиеся инструменты пропаганды и апологетики «генеральной линии». Это оценивалось как «борьба за ленинский этап в философии и социологии».

Такое отношение к философии – есть пример уничижения этики научного спора и человеческой нравственности. Споры в теоретической области часто подкреплялись политическими доносами и клише. Такая ситуация масштабно пресекала многих философов отходить от своего дела, предоставляя скудные возможности изучения. На первый план стали выступать декларации развития марксистского обществознания, хотя в реальности сам процесс изучения марксизма, его аналитический и познавательный потенциал приостанавливался.

Готовые работы на аналогичную тему

Как писал философ А.С. Ахиезер:

«логика государственной идеологии в СССР всегда жестко следовала улитаризму, который может в принципе использовать любые методы, включая чисто административные, террористические, сметая науку и ее представителей с лица земли».

Сталинизм в философии

Во время правления Сталина и установления его диктаторского режима в стране, любые творческие поиски в области философии начали стремительно угасать, настраиваясь всё больше на политизирование. Избранные в ранг руководящих лиц партии члены стремились фактически возвеличить вождя как философа. Философия начала трактоваться как форма политики. Методологическая функция философии стала претерпевать процесс вульгаризации. Придерживаясь тенденции отрыва философской теории от практики и развитие «прикладных» вопросов вело полной профанации философии. В это время выходят характерные этой атмосфере статьи

  • «Диалектика двигателя внутреннего сгорания»,
  • «За партийность в математике»,
  • «О марксистско-ленинской теории в кузнечном деле».

После выхода работ Сталина «О диалектическом и историческом материализме», «Краткий курс истории ВКП(Б)» культ личности и тенденции к возвеличиванию его как философа только возросли. Труды Сталина позже были оценены как «вершина» философии марксизма. Но по сути этим трудам были свойственны схематизм и упрощенность. Как считал Сталин, материалистическая теория и диалектический метод , которые являлись частью диалектического материализма, представлялись одним и тем же, то есть это учение о бытии, мире, частях действительности.

Иные тенденции в философии

Но в эти нелегкие годы для философии, всё же, наблюдались и положительные моменты. Так, к примеру, были написаны три тома всемирной « Истории философии» По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Проблемы философии истории подробнее $1940 – 1943$, возникла тенденция, которая изучала историю философии народов СССР, устранялось нигилистическое мнение по поводу формальной логики. В 1947 году был опубликован 1й номер журнала «Вопросы философии» По данной теме мы уже выполнили реферат Вопросы по современной философии подробнее , под редакцией Б.М. Кедрова.

Большую идейно-философскую дискуссию в $1947$ году вызвала работа Г.Ф. Александрова «История западноевропейской философии». Ключевой идее данной работы была идея, которая представляла всю историю философии до марксизма как ненаучную, противопоставляя ей «научную марксистскую философию», а всё, что не являлось философией марксизма в книге, приравнивалось к буржуазному мировоззрению. Наряду с этим автор книги утверждал, что диалектический материализм не наука, а инструмент познания. Философия марксизма не должна довлеть над науками, соответственно, возникал огромный интерес в изучении проблемы теории познания.