Античная философия – это система мировоззренческих и философских взглядов, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском обществе с VII по II века до н.э.
Предпосылки возникновения и периодизация античной философии
Античная философия складывается в древнегреческом обществе в начале VII века до нашей эры. Первые философские школы возникают примерно в одной и тоже время независимо друг от друга в разных уголках греческого мира. Вместе с тем древнегреческая цивилизация данного периода не является ни самой древней, ни самой развитой или культурно богатой. В непосредственной близости от Греции находятся древнейшие культуры Египта и Месопотамии уже имеющий высокий уровень донаучного знания, вековые традиции изучения окружающего мира, наблюдения за небом, значительные познания в математике и геометрии, а также сложившуюся жреческую школу, в которой эти знания, мыслительные способы и приемы передаются из поколения в поколение. На востоке существуют индийская и китайская культуры с тысячелетней историей развития религиозно-философской мысли, однако философия как таковая появляется именно в Греции.
Данный феномен получил название «греческого чуда» и активно рассматривался исследователями истории философии начиная с восемнадцатого века. Было выдвинуто множество разнообразных гипотез от «культурного котла», до исключительной гениальности греков, однако ни одна из них не оказалась исчерпывающей и окончательной.
Тем не менее был выявлен ряд фактором, которые оказали существенное влияние на возникновение «греческого чуда»:
- природно-географические особенности территории Греции, сильно пересеченная местность разделившая население на отдельные общины и полисы, и способствующая экспансии для поиска новых земель;
- специфика социально-этических ценностей и норм греков, проистекающая из особенностей природы, а именно высокая значимость качеств исследователя – смелости, свободолюбия, наблюдательности, способности к размышлениях и обобщениям, необходимых для успешного мореходства и морской навигации;
- удачное политико-географическое положение Греции, которая с одной стороны была обособлена от мощных государств ближнего востока и не испытывала их военного давления, а с другой находилась на пересечении морских торговых путей и имела доступ к достижениям других культур;
- развитие демократического политического устройства, в котором высокое значение приобретала личность, ее качества и способности, формировался идеал свободной и гармоничной личности, как образец гражданина;
- индивидуальный характер греческого рабства, при котором рабы принадлежали не государству/деспоту, а являлись частной собственностью отдельных граждан высвобождая их время, творческий потенциал, и придавая дополнительные компетенции;
- отделение традиции познания мира от жреческой школы, ее свободный и независимый характер.
Сочетание всех данных факторов позволило именно грекам создать первые философские учения, которые позднее развились в полноценные школы и теории, заложившие основы всех проблем, течений и направлений современной философии. В развитии античной философии можно выделить три периода:
- натурфилософкий – период становления;
- классический – период расцвета;
- эллинистический – период упадка философской мысли.
Особенности философских школ натурфилософского периода
Следует отметить, что первые философские школы появились не в материковой Греции, а ее отдаленных колониях – Ионии и Великой Греции, на побережье Малой Азии и Италии. Их основатели были не только философами, но прежде всего путешественниками и торговцами, которые непосредственно посещали Египет и Вавилон, приобщались к их вековой мудрости.
Главной проблемой натурфилософского периода выступает проблема мира, природы, бытия, его сущности, механизмов и первоначал. Так в Милетской школе, представители которой помимо философии уделяли значительное внимание естествознанию, сформировалась динамическая модель мироздания в основе, которой лежит вечная игра стихийных сил. В качестве первоначала указывалась вода, воздух, огонь, которые в результате различных преобразований производили все живое. Рассматривался циклический характер мироздания, значительное место отводилось проблемам движения, наличия противоречий и противоположностей, а также их борьбе.
Пифагор и его последователи, уделявшие много внимание математической теории, видели в основе мира число. Особой заслугой пифагорейцев является формирование абстрактного понимания числа как самостоятельной сущности, непривязанной к материальным объектам. В рамках пифагорейского учения значительное внимание уделялось не только проблемам естествознания, но также и социального устройства общества, была сформирована и воплощена на практике его первая утопическая модель.
Философы элейской школы первыми ввели в оборот понятие бытия, их деятельность была полностью посвящена онтологическим проблемам. Элиаты занимали оппозиционную позицию по отношению к милетской школе и пифагорейцам отрицая как представления о движении, так и о пустоте. Мир виделся им единым, неделимым, вечным, в котором одни виды вещества перетекают в другие без процессов возникновения и распада.
Основные проблемы античной философии
Концепции натурфилософского периода часто называют досократическими, поскольку они полностью ориентированы на бытие, природу, окружающий мир, и ни коем образом не затрагивают проблему самого человека.
Уже в классический период Сократ выводит этическую и гносеологическую проблемы на первый план, философская мысль делает поворот в сторону человека, и человек становится ее центральной фигурой и проблемой.
Продолжает развиваться онтологическая проблематика, складываются классические представления о субстанции материальной (атомизм Демокрита) и идеальной (идеализм Платона). Вместе с ней совершенствуются гносеологические представления, рассматриваются различные способы познания – рациональный, чувственный, эмпирический.
В философии Аристотеля ставится проблема истинности знания, его сущности, а также языка познания, философии и науки в целом – логики.