Проникновение буддизма в Китай
История раннего развития буддизма в Китае задокументирована плохо. По обыкновению считается, что первыми приверженцами этого учения были люди, принадлежащие к высшим слоям китайского общества в период Восточной Хань (25-220 г.). Первоначально буддизм рассматривался как вариация учения Лао-цзы (однако для науки характерно эпизодическое время от времени возрождение попыток вывести даосизм из буддийских источников). Во время династий Вэй и Цзинь (III-V вв.) буддизм истолковывался в контексте учения Ван Би и его приверженцев.
Во времена Южных и Северных династий (420-589 годы) буддизм достиг большой популярности и приобрел значение своеобразной моды в слоях общества, которые стремились к «просвещению».
Противоречия китаизации буддизма
На этот временной период приходится появление первых критиков буддизма, одним из которых был Фань Чжэнь (годы жизни ок. 445-515). Во время его жизни, если верить историческим хроникам, буддизм находился под покровительством у китайской знати, в том числе и у самого императора.
Фань Чжэнь критиковал буддизм за то, что он служил средством религиозной и философской легитимации социального расслоения на богатых и бедных, так как содержал учение о работе кармического механизма, который способствовал вознаграждению за праведную жизнь «хорошим» перерождением, и наказанию за порочную жизнь понижением будущего положения в обществе.
Несмотря на критические нападки, иногда доходившие до острых форм, в эпоху Суй-Тан (581-907) происходит распространение буддизма в китайском обществе и достижение им наивысшего расцвета. К этому периоду существовало множество переводной литературы, произошло образование влиятельных течений Тяньтай и Хуаянь, а также Вэйши, в которых особое внимание концентрировалось на проблемах чистого мышления.
Важным является тот факт, что буддизм проник в Китай в качестве высокоразвитой философской системы, имеющей в своем арсенале развитый категориальный аппарат и накопленный опыт логической аргументации, выработанный в ходе борьбы с собственными индуистскими ортодоксами.
Чань-буддизм
Основатель популярного чань-буддизма (дзен-буддизма) - Бодхидхарма (Дамо), приехавший в Китай из Южной Индии во время царствования Южных и Северных династий. Однако особое развитие данное учение получило в деятельности Хуэй-нэна (638-713), который был шестым патриархом и основателем южной ветви данного течения. Вначале его учение соседствовало с иными направлениями, но к завершению периода правления династии Тан и в период Пяти династий (907-960), дифференцировавшись на пять крупных сект – Фаянь, Гуйян, Цаодун, Линьцзи и Юньмэнь – стало наиболее влиятельным в Китае, а во время правления династий Сун (960-1279) и Юань (1206-1368) распространилось на территориях Кореии Японии.
Иногда популярность чань-буддизма в Китае объясняется на основе выявления сходства его основных положений с базовыми идеями даосов, но другие историки философии, востоковеды и в частности синологи не соглашаются с чрезмерно упрощенной интерпретацией буддийско-даосского «параллелизма» двух древнейших философских школ и одновременно религиозных учений. Они считают, что основания чань-буддизма следует усматривать не в даосизме, а в домахаянском умозрении индусов. Также заинтересованность даосов идеей «пустоты» (сюй) и невербальными способами коммуникации (так как дао невыразимо в слове) не связывается ими связанным с буддийскими категориями шуньяты (пустоты), анатмана (не-"Я") и других.
Однако, чань-буддизм привнес в китайскую духовную культуру много нового и прежде всего концепцию внезапного «пробуждения», когда человек постигает свою истинную природу, и методы психофизического тренинга, основанные на регуляции дыхания (хотя последние были похожи на китайские практики, известные с ханьского периода в истории Китая).