Группа трактатов $6$ века, которые представляют собой важнейший синтез неоплатонический и христианских составляющих, именуются корпусом «Аоеопагитики».
Псевдо-Дионисий Ареопагит - автор корпуса теологических сочинений на греческом языке, который носит название «Ареопагитик».
Дионисий Ареопагит – ученик апостола Павла ($1$ в. н.э.), считается неизвестным автором данного сборника сочинений.
Первые упоминания его работ обнаруживаются в 6 веке в работах Севира Антиохийского. На соборе в Константинополе монофизиты цитировали «Ареопагитик» в $532$ году.
Сергий Решайнский – монофизитский священник, делает перевод корпуса на сирийский язык примерно в это же время. Позже, в $6-7$ веке появляются многочисленные комментарии к корпусу «Ареопагитик» такими авторами как Иоанн Скифопольский, Максим Иповедник.
Схолии (комментарии) Максима Исповедника для средневековой эпохи станут самой значительной частью всего корпуса. Его авторитет и опыт внесли значительный вклад для дальнейшего развития и признания корпуса в христианском учении. Уже в конце $6$ в. сочинения Дионисия Ареопагита выходят на первый план в Европейской культуре.
Так, например, на него ссылается папа римский Григорий Двоеслов проводя свои проповеди. А на Латеранском соборе корпус цитирует папа Максим 1, полемизируя с монофелитами. Всё это приводит к тому, что авторитет сочинений Ареопагитики имеет небывалый размах как на Западе, так и на Востоке. Седьмой Вселенский собор делает акцент на ссылку Дионисия Ареопагита как правило. Таким образом, всё Средневековье проходит под эгидой непоколебимой авторитетности для теологических школ. Христианские авторы такие как Иоанн Дамаскин, Иоанн Скотт Эриунена, А. Великий, Н. Кузанский, Пико Делла Мирандола находятся под его влиянием.
А в труде Фомы Аквинского «Сумма Теологий» имеется $1700$ цитат.
Корпус «Ареопагитик»
Собственно, корпус «Ареопагитик» состоит из следующих сочинений:
- «О Мистическом Богословии»
- «О Небесной Иерархии»
- «О Церковной Иерархии»
Сочинения создаются под значительным влиянием учений Прокла, поскольку автор теологии следует его путём и выделяет две теологии катафатическую и апофатическую. В рамках катафатической теологии рассматривают различные именования Высшего Начала, которые раскрывают его Триединую сущность. В рамках апофатической теологии рассматривается сверхразумность Высшего Начала, изучение которого причисляется к мистическому незнанию. Рассуждая о Боге, Псведо-Дионисий прибегает к неоплатоновской терминологии и философии. Бог является единым сверхсущим, который включает в себе принцип множественности. Таким образом, являясь монадой, он одновременно и триада. Но никакое множество имен не в силах раскрыть всю его сущность, которая не доступна ни одному уму.
Эти труды играют колоссальную роль в формировании христианской средневековой мысли, так как Дионисий Ареопагит подходит к проблематике всей религии, начиная с вопроса о богопознании, в русле христианства и платонизма.
Первыми, кто раскрыли его сочинения миру, были монофизиты. Позднее Максим Исповедник отстаивает его христианскую составляющую и настаивает на святости данного корпуса.
Иоанн Скотт Эриугена первым перевёл сочинения Дионисия на латинский язык.
До сих пор нет одного мнения о происхождении корпуса сочинений и о самом авторе. Существуют мнения, что Ареопагитики являются подделкой и фикцией, которая появилась в $5$ веке. Поэтому, чтобы сойтись не путаться в понятиях, было решено считать Дионися «псевдо-Ареопагитом». Есть гипотеза, что корпус относится к трудам грузинского мыслителя Пётра Ивера, которую подкрепили доказательствами в $1993$ году. Так же существует теория, что автором является греческий философ $3$ века – Аммоний Саккас, неоплатоник.
Православная богословская энциклопедия вместе с Православной энциклопедией $2001$ года отрицают авторство «Ареопагитик» Дионисия. В них приводятся доказательства и обоснования невозможности данного события. Вопрос об авторстве остаётся открытым.