Иоанн Дамаскин $(675 – 753(780))$ – святой, преподобный отец Церкви, теолог, философ.
Семья Иоанна долгие годы служила Омейядскому халифату и занимала важные должности, эту традицию продолжил и он. После службы отправился в Палестину, где постригся в монахи, приняв ныне известное имя.
В русле палестинского монашества осуществлял деяния в качестве богослова, полемиста, проповедника. Вся его деятельность восходила к апостольской традиции.
Иоанн известен своей работой «Три защитительных слова в поддержку иконопочитания». Своим долгом считал выступать против процесса иконоборчества в пользу почитания икон. В работе он отразил цель своей деятельности, в которой видел иконоборческое движение как ересь.
Также разделил понятия поклонения и почитания, где первое соответствовало лишь Богу, а второе – всему тварному, а так же, иконам. Собор, состоявшийся по вопросам иконоборчества, в $754$ году четыре раза предал Иоанна анафеме, лишь на $7$ Вселенском соборе церковь оправдала и подтвердила верность его учения.
О жизни Иоанна Дамаскина в исторической хронике сохранилось не много. Вся его жизнь и деятельность прошла в Сирии и Палестине
Иоанн Иерусалимлянин в $7$ веке составил его первую биографию, а $9$ веке монах Михаил написал на арабском языке житие Иоанна Дамаскина.
Есть мнение, что Иоанн был создателем одного из образов Богородицы в процессе защиты иконопочитания. Он составил три трактата в защиту икон и представил перед императором Львом 3 Исавром, который поддерживал ересь иконоборчества. Чтобы помешать Иоанну, император скомпрометировал его перед халифом, чьим подданным являлся Иоанн. Это привело к отстранению Иоанна от должности и суровому наказанию в виде отсечения правой кисти за клевету Льва 3. После отсечения руки он получил её обратно и долго молился Богородице. С этим фактом связывают чудесное исцеление Иоанна, которое сопровождалось возвращения отсеченной руки, в знак искренности его веры. В благодарность за это чудо Иоанн приложил руку из серебра к образу иконы Богородицы, с тех пор этот символ стал приписываться многим иконам с её изображением, они носили имя «троеручница».
Помимо своих деяний в защиту истинной религии, он получил статус систематизатора христианского вероучения.
Его основополагающий труд - «Источник знания».
В него входили:
- философский трактат «Диалектика», обличительный трактат
- «О ересях», а так же догматический
- «Точное изложения православной веры».
К этому корпусу сочинений относится значительный ряд проповедей о Богородице, а так же «Три слова в защиту иконопочитания».
В «Диалектике» Иоанн обращается к брату святому Косме, излагая то, что есть наилучшее в учении эллинов, то есть у античных философов, представляя истории ересей, а так же – истинное православное учение.
«О Ересях» представлено их систематическое описание, в преддверии православия.
«В точном изложении христианской веры» представлена традиция, соответствующая Никейскому символу веры, учению о троице, о невидимом и видимом тварном мире, учение о Христе.
В своей экзегетической деятельности оставил мало трудов, к которым относятся истолкования посланий апостола Павла. К его перу относят жития Варлаама и Иоасафа. Но этот факт подвергается сомнению.
Иоанн славился гимнографным творчеством. Он создал каноны песнопений палестинского вида, которые вошли в употребление восточной Церкви в $9$ веке. Его каноны:
- Пасха
- Рождество
- Воскресный Октоих (литургия для шести будничных дней)
Труды и теологические методы Иоанна Дамаскина оказали огромное влияние на Средневековую Схоластику. В качестве предшественника этой протосхоластической традиции он мыслится как систематизатор греческой патристики. Он аккумулировал труды предшествующих богословов и изложил их в доступной форме для своих последователей. Это не его исключительная задача, а скорее та миссия, которая выпадала на выполнение определенному типу людей своей эпохи. Немаловажную роль в развитии религии он сыграл в процессе соотношения философии и богословия. Богословие направлено на изучение бестелесных вещей, прежде всего, Бога. Философию, вслед за Климентом Александрийским, полагал в качестве служанки богословия.
Учение о непознаваемости Бога представлено в «точном изложении православной веры». В нем он представляет свой тезис о невыразимости божества, говоря, однако, что Бог может познать сам себя, а отца не знает никто, кроме Сына.