Индийская философская мысль по преимуществу антропологична. Антропология здесь тесно связана с этикой и аксиологией.
Многие исследователи считают, что основным вопросом для индийского философа являлось решение проблемы поиска вечного блага. Этот поиск связан с духовным совершенствованием человека.
Цели человеческой жизни
Индийская философия имеет практическое выражение.
В связи с этим, в учении индийских мыслителей можно выделить четыре основных цели человеческой жизни (пурушартха): удовольствие (кама), добродетель (дхарма), выгода (артха) и духовное «освобождение» (мокша).
При этом духовному «освобождению» уделяется особое внимание, т.к. посредством него и можно достичь конечного блага.
Термин «кама» в индийской философии обозначает чувственное удовольствие и желание. Кама является одной из самых персоналистических целей человека, т.к. касается интимной и внутренней, душевной жизни человека. С другой стороны, кама может стать преградой к духовному совершенствованию. Так в буддизме кама – это одно из проявлений зла в мире. Желание является источником страданий.
В целом, дхарма означает порядок, закон, как космический и общественный, так и персональный, связанный со следованием человеком установлениям добродетели. Дхарма играет роль духовного, морально-нравственного императива, на который должен равняться каждый человек.
Понятие «артха» служит отражением материального благосостояния и устроенности жизни, успеха в житейских делах. Некоторые индийские мыслители считали, что дхарма основывается на артхе. Также артха имеет ряд разновидностей:
- выгода для приобретения пользы;
- выгода, рождающая в итоге вред;
- просто выгода, не влекущая за собой ничего более.
Концепция духовного освобождения человека
Четвертой, конечной, целью человека является мокша. Она означает освобождение человека от всяческого страдания и дальнейших перевоплощений.
Понятие мокша встречается уже в Упанишадах. В ранних Упанишадах мокша являет собой освобождение человека от смерти, обретение знания о блаженстве Брахмана, о высшей духовности. В поздних Упанишадах к описанному пониманию добавляется характеристика обособленности. Это раскрывается в следующем: итогом духовного совершенствования является полное освобождение от мира, доходящее до обособления. Совершенный – это принципиально одинокий по отношению к миру другого.
В буддизме мокша может быть представлена на двух уровнях. На персональном уровне это понятие предполагает своего рода путь преодоления: преодоление вожделения тела, преодоление зла и преодоление незнания. Человек должен разорвать все «путы», связывающие его с миром; должен остаться в одиночестве и совершать так свой путь жизни. На более широком уровне мокша предполагает любовь к природе и живым существам ее населяющим. Высший этап мокши – «нирвана».
В рамках философских школ Индии сложилось различное понимание мокши, процессов духовного освобождения человека. Можно выделить ряд проблем интересовавших их:
- Что есть мокша? Буддизм, вайшешика, миманса, санкхья, ньяя, йога видели в мокше отказ от эмоции, чувства, которые рождают в человеке только лишь страдание. Веданта же мокшу понимала как осознание человеком своего тождества с высшей духовностью, с Брахманом.
- Сохраняется ли индивидуальная душа при «освобождении»? Последователи Вишну и Шивы утверждали сохранение индивидуальности человека, в то время как, школы веданта, йога, вайшешика и санкхья не признавали индивидуальное сознание после «освобождения».
- Можно ли достичь «освобождения» при жизни? Три точки зрения: ньяя и вайшешика – «освобождение» наступает со смертью тела; школа веданта – прижизненное «освобождение», основывающееся на мысли о том, что тело не может быть препятствием духу; третья позиция – «освобождение» возможно в медитативных практиках.
- Нужно ли совершать обряды для достижения мокши? Буддизм, джайнизм, санкхья и йога отрицали обрядность; веданта занимала промежуточное положение (обряд способствует обретению мокши); миманса и ньяя являли собой идеологов ритуала.