Проблема сознания в истории философии
Сознание – это субъективный образ объективного мира, реакция человека на окружающую действительность. Возникновение сознания связывают с коллективным общением и развитием речи.
Проблема сознания отражает основной философский вопрос: что же является первичным – сознание или материя. К вопросу происхождения сознания известно три основных подхода:
- Космический подход – предполагает космическое происхождение сознания. Например, в православной философии. Соловьев считал, что Бог есть разум. Тейяром де Шарденом в ХХ веке было разработано учение о бессмертии человеческого сознания, о том, что все чувства и эмоции людей группируются в единое космическое сознание. Новорожденный ребенок получает сознание, отражающее сознание большинства людей.
- Биологический подход – вульгарные материалисты, рассматривающие сознание в качестве атрибута всего живого на Земле. Или натурфилософия, предполагающая, что сознание вырабатывает мозг, как любой материальный продукт.
- Социальный или антропологический подход – сторонники данного подхода склоняются к тому, что сознание является атрибутом высокоорганизованной материи. Сознание является характерной чертой только для человека. Но современной наукой признается и третья точка зрения.
Возникновение сознания связывали с таким свойством материи, как отражение. Отражение в неживой природе выступает в качестве механической, физической и химической форме отражения. В живой природе отражение проявляется раздражимостью, а у развитых существ – психикой. На основании отражения идет формирование сознания у человека.
Структура сознания включает:
- надсознание, которое признают не все;
- непосредственно сознание;
- подсознание.
Надсознание – это коллективная память, передающаяся по наследству. Юнгом была разработана теория надсознания – архетип памяти.
Непосредственно сознание состоит из разума, то есть способности человека понимать и познавать мир. Кроме разума, непосредственно сознание состоит из чувства – психологического отношения человека к миру и воли – способности выбирать и достигать избранное.
Подсознание состоит из неосознанных мотивов поведения. В соответствии со взглядами Фрейда, подсознание включает стремление к получению удовольствия. Подсознание состоит из усвоенных привычек, например, правописание; стереотипов поведения, например, открывать женщине дверь машины и пр. Фрейд считал, что человеческое поведение зависит именно от подсознания. Но эту точку зрения поддерживают не все философы.
Происхождение языка
Глоттогония – это исторический процесс происхождения, формирования и становления естественного звукового языка людей, языковых семей и языков этносов.
Язык – это материальное проявление идеального сознания.
К функциям языка относят:
- номинативную – называть предметы;
- познавательную;
- функцию памяти;
- коммуникативную, то есть функцию общения.
Язык может быть естественным и искусственным.
Естественный язык сформировался в процессе формирования общества людей. Он призван обозначать действия, связанные с действиями коллектива.
Искусственный язык формируется в качестве формы общения узкого круга лиц. Сюда относят научные языки, жаргонизмы и пр.
Происходит взаимосвязь искусственного и естественного языка. Естественный язык должен быть обогащен за счет языка искусственного. Искусственный язык включает естественный язык в качестве составной части.
Баранникова Л.И. в своем учебнике указывает на существование свыше 500 гипотез о происхождении языка. На сегодняшний день их насчитывается еще больше, и они все еще продолжают появляться. В проблематике происхождения языка выделяют два положения: откуда и как именно появился язык. Ответ на первый вопрос непосредственно влияет на ответ на второй.
Первым основанием классификации является первоначальный источник языка. Это основание имеет мировоззренческую значимость и допускает лишь два варианта – естественный и сверхъестественный:
- сверхъестественным источником языка является Бог. То есть язык даровало Высшее Существо. Компромиссной версией является то, что Бог выступает источником эволюционных процессов. С мировоззренческой точки зрения гипотеза божественного происхождения языка противопоставляется всем типам эволюционных гипотез.
- естественный источник языка предполагает возникновение языка под воздействием разного рода биологических и природных факторов в ходе становления человека из существа, считающегося его предком.
Теория божественного происхождения языка прошла сложный эволюционный процесс, интерпретируясь в разные времена по-разному. С древнейших времен известно два главных варианта теории божественного происхождения языка. В соответствии с одним из них происхождения языка объясняют простейшим образом: язык дарован человеку богом, бог создал человека, а вместе с ним – и человеческий язык. В соответствии со вторым вариантом этой теории язык создали люди, но под покровительством и с помощью бога. Сама древняя индийская веда – Ригведа содержит информацию о том, что начало речи было положено людьми, ее создали первые мудрецы под покровительством бога Брхаспи, который был вдохновителем красноречия и поэзии. Такого рода идея высказывалась и в древнеиранской священной книге «Авесте», а также в литературе Древнего Китая. Близкую точку зрения содержат работы армянских философов, а также ученых других стран, которые говорят, что богом был создан первый человек – Адам и он сообщил ему некоторые имена – небо, ночь, день, земля, море и пр., а Адам уже придумал имена всем остальным существам и предметам, то есть создал язык на свое усмотрение.
Несмотря на то, что божественная теория не доказала своей состоятельности, современные ученые отмечают в ней ряд положительных моментов. Работы некоторых авторов содержат информацию о том, что теория божественного происхождения языка оказала значительное влияние на разработку всех остальных теорий. Возрождение данной теории в 19 веке поспособствовало дополнительному привлечению внимания к роли и значимости человеческих языковых способностей.