Самосознание – это высшая форма развития сознания, присущая только человеческой психике, которая позволяет индивиду осознавать себя и воспринимать как целостную личность с прошлым, настоящим и будущим.
Понятие сознания в античной философии как идеальной субстанции
Сознание представляет собой одну из центральных категорий философии, через нее формулируется центральная философская проблема сопоставления сознания и бытия, идеального и материального.
Категория сознания разрабатывалась в философии с древнейших времен. В античной и средневековой философии вместо слова сознания употреблялся термин душа или дух.
Наиболее подробные концепции души были разработаны такими философами как:
- Платон,
- Аристотель,
- Демокрит.
В идеалистической теории Платона человеческая душа понималась как идея – идеальная и абстрактная сущность вечная и неуничтожимая, которая существует за пределами физической реальности и имеет нематериальный характер. Совокупность идей составляют мир идей, который по мнению Платона и является подлинной реальностью, настоящим бытием, в то время как физический мир не более чем его грубая и неточная копия. Таким образом душа выносилась за рамки существования отдельного человека, она получала куда более совершенную, субстанциональную природу, становясь одной из первопричин существования мира.
Материалистическое представление о душа в античности разрабатывалось Демокритом. Философ полагал, что душа состоит из особых атомов – наиболее легких и подвижных, которые находясь в телах существ сообщают им жизненные свойства. Смерть Демокрит связывал с чрезмерным истечением частиц души из тела, что делало душу – как устойчивую структуру духовных атомов в конкретном теле – смертной, однако сами атомы обладают субстанциональностью – вечностью, неуничтожимостью и независимостью от мира, что делает сам дух в природе бессмертным.
Синтез данных взглядов можно отметить у Аристотеля. Аристотель понимает под душой доступные для рефлексии психические процессы – чувственное восприятие, аффекты, потребности, абстрактное мышление, а также причину роста и движения живых существ от растений до человека. При этом душа состоит из многих частей, которые погибают вместе с человеком все, кроме одной – абстрактного мышления, являющегося идеальным, и составляющим часть космического разума.
Идеалистический и материалистический подходы к сознанию в Новое время
В Новое время термин душа в значительной степени заменяется собственно сознанием. Такая перемена связана с эволюцией взглядов на человека, его роль и значение в мире. Если в античной и средневековой философии упор делается на гармонию (сначала с природой, затем с богом), то новый человек противопоставляет и бросает вызов и тому и другому. Внимание философов акцентируется на активности и познавательном потенциале человечества, его способности постигнуть глубинную сущность природных процессов и научиться управлять ими, поставить на службу общества. Категория сознания, как совместного, общественного знания, как нельзя лучше отражает эту специфику.
В идеалистических подходах субстанциональное понимание сознания получает свое дальнейшее развитие. Его основными функциями становятся активность и мышление. Абстрактное, рациональное мышление воспринимается как высший инструмент и источник объективных знаний о мире, а сами знания обретают врожденный характер. В классической философии, например, у Канта, сознание еще больше обособляется от материального мира вещей в себе, предполагается что человек в принципе не способен познать их сущность, поскольку подгоняет образ мира под собственные представления. В современных концепциях субъективного идеализма утверждается что только сознание выступает единственной реальностью, все остальное – иллюзия.
Материалистический подход к сознанию берет свое начало в трудах английских эмпиристов – Локка, Гоббса, Бекона. Они рассматривают сознание как «чистую доску» - адаптивный материал, который формируется под воздействием окружающей среды. Отрицается как субстанциональный характер сознания, так и наличие врожденных идей и исключительная роль разума в познании. Все знания, идеи и мысли приходят в сознание через чувственное восприятие и опыт из материального мира.
Высшей точкой материализма стала марксистская теория, согласно которой «бытие определяет сознание». Психика вообще и сознание в частности рассматриваются нематериальная функция высокого организованной материи – мозга, которая возникает в ходе эволюционного развития нервной системы живых существ и достигает своего наивысшего уровня в человеческом обществе, в ходе исторически-обусловленного его развития.
Сознание и самосознание в науке
В донаучной, ассоциативной психологии под сознанием понималась вся психическая жизнь индивида, предполагалось что вне сознания психики нет. С внедрением в психологию экспериментального метода и ее становлением как опытной науки, стало ясно что данное представление не выдерживает критики. В настоящее время сознание понимается как высшая форма отражения, внутреннее психическое пространство, на которое проецируются окружающая и внутренняя реальность.
Рассматривая структуру сознания ученые выделяют в нем три основных слоя:
- бытийный,
- рефлективный,
- самосознание.
Бытийный слой сознания ориентирован на отражения внешних стимулов - в первую очередь чувственных образов, возникающих в процессе восприятия, а также поведенческой активности и деятельности. Рефлективное сознание ориентировано во внутрь на процессы познания и эмоционального реагирования, которые образуют личностные смыслы и значения. Объединение данных слоев создает базу для формирования высшего уровня сознания – самосознания.
Самосознание – это качественное новообразование, превосходный уровень развития сознания который может возникнуть только в процессе социализации ребенка в человеческом обществе. Он предполагает интеграцию психической деятельности и установление идентификационной связи между актуальными психическими процессами, прошлым опытом, и прогнозами будущего.
Одним из важнейших компонентов самосознания является самооценка. В детском возрасте самооценка формируется на базе представлений и оценок других людей, однако уже в подростковом возрасте происходит ее перестройка, самооценка становится более независимой. Большую роль в ее формировании играет соответствие между идеальными представлениями личности о себе и ее настоящим положением.