Прогресс – это направленное развитие при котором происходит движение от низших форм организации к более высоким и совершенным.
Бесконечный прогресс в рамках философии
Идея неуклонного движения общества вперед, т.е. его постоянного совершенствования появилась довольно давно. Уже в античности авторы пытались выявить стадии развития общества, от времен, когда люди не умели ничего и кутались в звериные шкуры, до современного их времени общества. Особенно характерна идея прогресса в истории для Нового времени. Именно в это время формируется устойчивый исторический оптимизм, выражавшийся в идее бесконечного прогресса цивилизации.
Причины формирования идеи постоянного общественного прогресса:
- развитие капиталистических отношений вширь и вглубь;
- новые достижения в науке и культуре;
- развитие философской идеи о бесконечном прогрессе человеческого разума;
- политическое развитие общества, идеи по совершенствованию государственного устройства и др.
Тюрго и Кондорсе, используя исторический принцип, описывают, как постепенно развивалось общество, постепенно улучшая условия своего существования, совершенствуя свои орудия, одежду, жилища и т.д. Тюрго отмечал, что несмотря на войны и переживаемые каждым народом трудности, прогресс идет вперед, хотя ему присуща такая черта, как неравномерность. Для Тюрго исторический прогресс – это, прежде всего, расцвет человеческого разума, развитие науки и просвещения, другие аспекты человеческого общежития, например, экономика, его не интересуют.
Для Гегеля прогресс в истории также неоспорим. У него прогресс выступает как развития сознания свободы. Для него характерен диалектический подход к проблеме, который выражается в том, что без борьбы невозможно достижение прогресса в человеческом обществе. Он также усматривал в человеческой истории периоды регресса, но они не останавливают общее поступательное развитие общества.
Интересный подход к общественному прогрессу высказывал русский религиозный философ Н. Бердяев. Он считал, что прогрессивное развитие общества заложено в него сверху, тем самым имеет религиозные основания, но конечная цель человеческого развития, как и всего исторического процесса, скрыта от человека и лежит за пределами истории. Бердяев писал о противоречивости прогресса, которое пренебрежительно относится к прошлому и настоящему, смотря только на будущее. Для него прогресс – это не научное или философское понятие, а «религиозное исповедание».
Антипрогрессистские идеи в философии 20 века
Вера в общественный прогресс сохранялась в течение всей первой половины 19 века, однако уже во второй половине столетия все чаще высказываются идеи, направленные против постоянного развития социума. Весь 20 век наполнен скепсисом относительно прогрессивного развития. Изменения в философских настроениях напрямую связаны с изменениями в самом обществе.
Причины роста скептических идей в отношении исторического прогресса:
- обострение буржуазных отношений;
- две мировые войны, многочисленные революции;
- экономические кризисы, рост безработицы, обесценивание человеческого труда;
- тоталитарные режимы и проблемы западной демократии и др.
Макс Вебер писал о грядущей бюрократизации человека, о процессе рационализации духа, который убьет его веру в чудо, в хорошее светлое будущее, а значит, и в прогресс. Он писал о поклонении системе, создании «железной клетки»: «Нас ожидает не летнее цветение, а полярная ночь, полная ледяной тьмы и страданий». Аскетизм, который давал энергию для развития западной цивилизации, постепенно уступает место гедонистическому материализму, который оказывается разрушителен для масс. Ренан предрекал такому обществу моральное и интеллектуальное вырождение, место любви в человеческом сердце займет организованный эгоизм.
Особенное влияние на настроение интеллектуалов оказала книга О. Шпенглера «Закат Европы». Он предсказывал упадок культуры, подъем масс, крах политических институтов, формирование деспотических обществ. Для Шпенглера история имеет циклическую основу, как и для Тойнби.
Р. Нисбет связывает скептицизм в области человеческого прогресса с нарастанием критичности по отношению к прошлому. Оно теперь не идеализируется, а выступает как основа довольно неблагоприятного настоящего, а значит, и в будущем ждать ничего хорошего не приходится. Утрату веру в будущее, т.е. в прогресс, он соотносит с исчезновением истории для масс. Анализируя преподавание истории в школах США, он приходит к заключению, что оно перестало быть стройной системой, а превратилось в набор исторических фактов, привязанных к определенной идеологической теме, будь то этничность, сексуальность или политика, а потому оно стало дисгармоничным и непонятным для учащихся. Нет интереса к своей истории, отсюда стремление жить «здесь и сейчас», игнорируя, впрочем, и многие проблемы современности.
Идея прогресса была значима именно для западной цивилизации, она в ней и формируется. Прогресс означает веру в собственную силу, в свой народ, в свое государственное образование, будь то империя или республика. Однако теперь запад потерял свою идею, К. Доусон писал: «сегодня трудно найти неевропейскую страну, сколь бы слабой или отсталой она ни была, которая признавала бы претензии европейцев на культурное превосходство». Идея прогресса давало западной цивилизации чувство величия, сейчас на его место пришло отчуждение, вина и безразличие.
Смысл истории в контексте исторического прогресса
Прогресс человеческого общества напрямую связан со смыслом всей истории. Длительное время эти понятия не мыслили одно без другого. Уверенность в прогрессивном развитии общества закономерно снимала проблему смысла всего происходящего. Все происходящее имеет свое значение в рамках будущего развития, все идет так, как должно быть, ведь общество в своем развитии постоянно движется вперед.
Сомнения в прогрессивности человеческого развития приводят к появлению самых невероятных идей развития будущего. Так, американский философ Ф. Фукуяма считает, что в будущем человеческую цивилизацию ждет развитие биотехнологий, изменяющих саму суть человеческой природы. Итогом этого станет наступление «постчеловеческой фазы» истории.
По поводу смысла истории ярко высказался Р. Арон: «Желать, чтобы история имела смысл, значит призвать человека к господству над собственной природой и сделать разумным порядок жизни вообще».