Понятие неклассической философии
Неклассическая философия зарождается в девятнадцатом веке как реакция на появление немецкой классической философии, а также следствие кризиса всей рационалистической философии Нового времени. В то время как в классических трудах Гегеля и Канта постулаты рационализма достигают высшей формы своего развития, неклассические философские подходы демонстрируют полностью противоположную тенденцию – недоверие и отказ от разума, неверие в его способность охватить, изучить и объяснить происходящие в мире явления, утверждение иррациональной, бессмысленной природы мира.
Возникновение неклассической философии связано с тем, что идеалы эпохи Просвещения, воплощаемые в реальность, в конечном итоге привели общество к прямо противоположным результатам. Вместо разрешения всех социальных проблем и разумного, гармонического устройства общества, человечество получило череду кровавых революций, обострение межклассовых противоречий и борьбы, дестабилизацию общества.
Прорыв науки и ее практическое воплощение в объектах менявших повседневную жизнь человека – поезде и железной дороге, телеграфе и телефоне, электрическом освещении и транспорте, воздухоплавании, динамите и новых вооружениях, привели к нивелированию значения философии, куда более важным и полезным для человека стало приобщение к плодам прогресса, чем постижение философских истин. Не последнюю роль сыграл в становлении неклассической философии стремительный демографический рост европейских держав, за один только девятнадцатый век ее их население увеличилось более чем в 2,5 раза.
В данных условиях обострился интерес к бытию и проблемам самого человека, его жизненного пути в непредсказуемом и нерациональном мире, полном жестокости и насилия, потребность в переосмыслении всей человеческой культуры не только философии, но и религии, и искусства, и науки, что в конечном итоге нашло свое отражение в неклассической философии. Несмотря на общую тематику – критику рационализма и метафизики, неклассическая философия представлена целым рядом различных направлений, многие из которых развиваются и по настоящее время:
- позитивизм,
- экзистенциализм,
- постмодернизм,
- иррационализм и др.
Позитивизм
Такой неклассический подход как позитивизм направлен на яростную борьбу с рационалистическими подхода в области науки. С точки зрения позитивистов настоящим, «позитивным» знанием может быть лишь то, что опирается на непосредственный опыт, может быть подвергнуто практической проверке в ходе эксперимента. Любое умозрительное знание, не имеющее практической опоры иллюзорно, фальшиво и несет в себе больше вреда чем пользы. Как следствие вся метафизика и рационалистический подход к познанию представляют собой излишнее отягчающее наследие, так как они не удовлетворяют строгим критериям научности. Статус настоящих наук закрепляется позитивистами за экспериментальными естественными дисциплинами.
Идеи позитивизма активно развиваются в трудах О. Конта, Г. Спенсера, Дж. С. Милля в первой половине девятнадцатого века. А уже во второй половине возникает новое течение – эмпириокритицизм или махизм, разрабатываемый Э. Махом и Р. Авенариусом. Махизм ставит перед собой цель очистить науку от остатков метафизики и умозрительных размышлений, путем усиления эмпиристической ориентировки в методологии и феноменологического подхода в гносеологии науки.
Наконец уже в двадцатом веке появляется третье перерождение – неопозитивизм, берущий за основу методологические идеи логического атомизма Б. Рассела. В рамках «венского кружка» философов, представленного Л. Витгенштейном, К. Поппером, А. Тарским, Г. Фреге и др. разрабатываются идеи демаркации и верификации научного знания, очищения науки и философии от метафизики и ненаучного путем логической проверки языка науки, его феноменологичности и атомарности.
В рамках неопозитивизма также развивается концепция научных парадигм Т. Куна, под которыми мыслитель понимает некий общепризнанный образ мира, совокупность аксиоматических предположений, от которых отталкиваются ученые в построении своих гипотез и исследований. Как только парадигма исчерпывает себя появляется большое количество аномалий – фактов, не вписывающихся в рамки картины мира, после чего происходит научная революция, демонтаж старой и становление новой парадигмы.
Постмодернизм
Постмодернизм строится на отрицании метафизики и идеи о существовании некой сущности, первоначала, которое придавало бы миру или человеческой жизни смысл. Картина мира предстает хаотической, релятивной, случайной, в то время как человек и общество пытаются бороться против этой случайности и сами же восстают против этой борьбы.
Основными представителями постмодернизма являются М. Фуко и Ж. Бодрийяр. Центральная идея Фуко заключается в том, что человек живет в мире власти и насилия, которому он подвергается со стороны общества. Общество стремится упорядочить мир, составить некий единый и всеобщий порядок вещей, который позволил бы ему эффективно управлять своими членами, подчинить большинство меньшинству. Фуко выделяет три типа насилия:
- субъективное насилие – такое, что нарушает общественный порядок. Насилие отдельных лиц, направленное против других лиц;
- объективное насилие, ориентированное на поддержание общественного порядка. Объективное насилие находит свое выражение через законы, нормы морали, нравственности, религиозные догмы, общественные стереотипы, действия властных структур и социальных институтов, нормирующих как поведение, так и жизненную устремленность индивида;
- языковое насилие, выражается посредством языковых средств, через двойственные обороты речи, с помощью которых одни лица пытаются навязать свою волю другим.
Вместе с тем, Фуко полагает, что у человека всегда есть способ избежать действия власти и насилия, не выполнять свои социальные обязательства, уклоняться от службы в армии или уплаты налогов, нарушать нормы морали, отказаться от религии и т.д.