Особенности и направления современной русской философии
Философия современной России берет свое начало в девяностых года прошлого века, с развала системы советского государства, ознаменовавшего отказ от марксистской философии как государственной идеологии. Философия нового общества начала строится на плюралистических основаниях, объединяя в себе и принципы диалектического материализма, и идеи дореволюционной философии, и наработки зарубежных философов, которые длительное время были недоступны для отечественной философской мысли.
Вместе с тем нельзя не отметить значительного интереса именно к собственному философскому наследию дореволюционного периода и эмиграции, значительному возрождению тех интересов и черт в современной русской философии. Такими сквозными характеристиками русской философии в настоящее время становятся:
- идеал цельности,
- онтологичность,
- соборность.
Идеал цельности находит своей выражение с одной стороны в стремлении объединить и сплавить в едином котле все достижения отечественной философской мысли в виде единой и всеобъемлющей концепции, а с другой в совмещение в едином взгляде чувственного и рационального, научного и религиозного, бытийного и духовного, представление о мире, как о положительном единстве, в определении которого ведущую роль играют нравственные ориентиры абсолютного добра и веры.
Онтологичность русской философии выражается в том качестве, что вопрос бытия всегда был и остается центральным, в то время как вопросы познания этого бытия оказываются в значительной степени излишними. Для русской философии характерно интуитивное, целостное, созерцательно-мистическое познание действительности, которое не предполагает какого-либо субъективизма, или выражения частного мнения философа. Бытие отражается в работах как данность, как религиозное откровение, что лишает их характерной для зарубежных работ субъективистской полемики.
Наконец, соборность представляет собой еще одно универсальное качество, характеризующее не только философию, но пронизывающее саму историю русской культуры и этноса, менталитет. Соборность представляет собой свободное единство философских концепций и учений на пути к правде, пути к духовному развитию и построению будущего не только русского, но и мирового общества, пути глубоко нравственного и духовного.
При этом пользуясь абсолютной свободой мысли в современном обществе русская философия сохраняя свою идентичность принимает самые различные формы. Так, М. Эпштейн выделяет следующие направления:
- марксизм,
- рационализм,
- персонализм,
- религиозная философия,
- философия национального духа,
- философия культуры,
- постструктурализм.
Критика современной русской философии
Большая свобода предполагает большую ответственность. Данный принцип является универсальным для всех проявлений человеческого бытия, в том числе и для философии. Вместе с тем, внутри русской философии в настоящее время все больше и больше нарастает позиция, согласно которой многие актуальные философы, получив вожделенную свободу, совершенно пренебрегают какой-либо ответственностью за плоды своей деятельности.
По мнению, А. В. Ерахтина для современной российской философии характерными явлениями становятся явственный уклон в сторону мистификации и банальной ненаучности издаваемых работ, их ориентации не на создание целостного взгляда на мир или частную проблему, а на потребности рыночной экономики, продаваемость и сенсационность прописываемых выводов, которые не подкрепляются какой-либо аргументацией, а строятся в лучшем случае на огульной критике диалектики и марксизма, что особенно интересно выглядит в работах философов, в советское время воспевавших государственную идеологию.
Большая проблема связана с потерей ориентиров, первейшим из которых является само понимание философии, как науки, как попытки выхода за пределы человеческого знания и поиска ответов на предельные вопросы бытия. Философия в российском пространстве все чаще воспринимается по замечанию М.К. Мамардашвили, как «… какой-то вывих ума» от которого «… какая-то польза все-таки будет». Подобная трактовка приводит к восприятию в качестве философских абсолютно любых идей, насколько абсурдными, необоснованными они бы не были.
Особенно тяжким бременем ложится на современную философию идеологический заказ со стороны государства на формирование новой национальной идеи, представления о пути развития России. Совмещение философии и идеологии с одной стороны является достаточно традиционным для русской истории феноменом, а с другой всегда приводит к деградации и умерщвление философии в тех плоскостях где это происходит. В настоящее время это выражается в поднятии идеалов славянофильских представлений, возрождений идей об особой духовной, религиозной миссии русского народа, и иных отсылках к православию, в которых куда больше схоластики и теологии, чем собственно философии как таковой.
Задачи и цели русской философии
Вместе с тем русская философия, равно как и вся мировая философия находится в кризисном, переломном моменте собственного развития. В мире массовой информации, в котором удвоение знаний происходит каждые несколько лет, а социальный облик человека и его среда обитания меняются столь стремительно, что человек оказывается не в состоянии рефлексировать данные изменения, несмотря на кажущуюся бесполезность философии, существует наиболее острая потребность в ее деятельности и результатах.
Однако философия больше не может существовать в тех формах в которых она развивалась в двадцатом и уж конечно в девятнадцатом столетии. Динамика настоящего времени не позволяет философу быть сторонним наблюдателем, безучастно рефлексирующим основы бытия и составляющим универсальное учение обо всем. На данный момент любая философская истина характеризуется своей одномоментностью, в течении которого времени она становится неактуальной и требует дальнейшего развития, либо модификации.
Современный философ как в России, так и за рубежом, должен быть оперативен, стремиться к созданию не умозрительных концепций, а узких философских решений в области своей специализации, не теряя при этом всеобщей связи философского знания.