Понятие и сущность бессознательного
Бессознательное – это многогранная концепция с богатой историей. У Фрейда оно изначально представляло собой ту часть ума, которая содержала в себе подавленные тревоги, а затем переросло в вытеснение Эдипова комплекса Еще позже, когда Фрейд разработал свою структурную модель, оно стало местом «обитания» не только ИД, но и Суперэго, которое является цивилизующим «инстинктом», представляющим наследие родительского голоса, делая и то и другое недоступным функционирующему Эго.
Для Лакана бессознательное было «структурировано как язык», и в действительности это был язык, то есть тот элемент, который уже дан и не доступен субъективности. Для Юнга бессознательное содержит как вытесненный, так и просто забытый личный материал, но, что более важно, оно содержит коллективное бессознательное, являющее собой накопление унаследованного опыта всего человечества, которое дает советы и подсказки нашем сознательному уму. Для когнитивных психологов оно состоит из процессов и информации, которые действуют без необходимости нашего сознательного вмешательства, чтобы дать нам возможность осмыслить мир.
Многие другие психологи и философы отвергают само понятие бессознательного разума, считая его просто социальной конструкцией, отрицают необходимость ссылаться на недоступные психические процессы и оспаривают обоснованность таких, легко поддающихся фальсификации теорий. Тем не менее, различные мыслители на протяжении всей истории утверждали, что существуют влияния на сознание со стороны других частей ума, ссылаясь на такие понятия, как интуиция. Другие термины, относящиеся к полусознательным состояниям или процессам, включают: пробуждение, имплицитную память, подсознательные сообщения, транс и гипноз. Сон, ходьба во сне, бред и кома тоже могут сигнализировать о наличии бессознательных процессов, однако они могут отличаться от бессознательного ума.
Структура бессознательного
Термин «бессознательное» наиболее тесно связан с теорией Зигмунда Фрейда и разработками его последователей. Он лежит в основе психоанализа.
С точки зрения Фрейда (которая была первой из нескольких его психологических моделей разума) сознание было относительно тонким перцептивным аспектом разума, в то время как подсознание было просто автономной функцией мозга. На протяжении всей эволюции своей психоаналитической теории Фрейд рассматривал бессознательное как чувственную силу воли, находящуюся под влиянием человеческих побуждений и все же действующую значительно ниже перцептивного сознательного разума. Для Фрейда бессознательное – это хранилище инстинктивных желаний, потребностей и психических действий. Хотя прошлые мысли и воспоминания могут быть удалены из непосредственного сознания, они направляют мысли и чувства индивида из сферы бессознательного. С этой точки зрения, психическая борьба существует между инстинктивными силами бессознательного и социальными требованиями сознательного ума.
В этой теории бессознательное относится к той части психического функционирования, о которой субъекты не подозревают.
Фрейд предложил вертикальную и иерархическую архитектуру человеческого сознания: сознательный ум, предсознательный ум и бессознательный ум, лежащие друг под другом. Он считал, что важные психические события происходят «под поверхностью» в подсознании. Подобно скрытым сообщениям из бессознательного – это форма внутриличностного общения вне сознания. Он интерпретировал эти события сновидения как символическое и реальное значение.
В своей более поздней структурной теории, в ответ на развитие теорий Эго своих бывших протеже, таких как Карл Юнг и Альфред Адлер, Фрейд разделил ум на сознательный, или Эго, и две части бессознательного: Ид (или инстинкты) и Суперэго. В этой более поздней конструкции бессознательная часть ума была расширена, чтобы включить не только инстинктивное желание «Оно», но и «Сверх-Я», представляющее наследие родительской обусловленности. В этой модели, эго является посредником между Ид и Суперэго.
Значение бессознательного
В более ранней модели Фрейда бессознательное включает не все то, что не является сознательным, а только то, что активно вытесняется из сознательной мысли или что человек не желает знать сознательно. Это та часть бессознательного, которая находится в конфликте с сознательным осознанием. Для Фрейда бессознательное было хранилищем социально неприемлемых идей, желаний или вожделений, травмирующих воспоминаний и болезненных эмоций, вытесненных из сознания механизмом психологического подавления. Однако содержание не обязательно должно быть исключительно негативным. С психоаналитической точки зрения бессознательное–это сила, которую можно распознать только по ее эффектам, - оно выражает себя в симптомах.
В каком-то смысле этот взгляд ставит «Я» в зависимость от их бессознательного как противника, борющегося с самим собой, чтобы скрыть то, что бессознательно. Тогда терапевт становится посредником, пытающимся позволить невысказанному или невыразимому проявиться с помощью инструментов психоанализа. Сообщения, возникающие в результате конфликта между сознанием и бессознательным, скорее всего, будут загадочными, в виде обмолвок или симптомов, требующих расшифровки. Психоаналитик представлен как эксперт в интерпретации этих сообщений. Подсознательные мысли не доступны для обычного самоанализа, но, как предполагается, могут быть "прослушаны" и "интерпретированы" специальными методами и техниками, такими как случайные ассоциации, анализ сновидений и словесные промахи (широко известные как фрейдистские промахи), изучаемые и проводимые во время психоанализа.
Эта модель была проблематизирована структурной теорией, которая рассматривала Суперэго как еще один элемент бессознательного. С этой точки зрения, эго является плацдармом для битвы между несоциальными, даже антисоциальными требованиями «Оно» и «Сверх-Я», представляющим родительскую социальную совесть. Приняв эту модель, Фрейд стал избегать разговоров о «психоаналитическом лечении». Роль аналитика оставалась в том, чтобы сделать бессознательное сознательным, но Фрейд понимал, что результат этого знания не будет лекарством.