Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека

Определение 1

Человек – это психобиосоциальное существо, принадлежащее к виду Homo Sapiens, развивающееся и существующее в социальной реальности.

Основные подходы к определению природы человека

Человек является центральной фигурой всей философской мысли, и как творец философии, и как главная проблема к постижению которой стремится каждый философ. Вопрос сущности человека, его природы всегда является исходным для любого мыслителя, поскольку тот в своей стремлении к истине, исходит прежде всего из желания понять и постичь самого себя, а для этого необходимо определить окружающее, составить картину мира, в рамках которой уже будет возможно найти место и человека. В разные периоды философы по-разному решали данную задачу.

В античности мир воспринимался как единое природное пространство, все компоненты которого от песчинки, до богов стремятся к всеобщей гармонии. Точно также и человек понимался как закономерная часть природы, качественно не выделяясь среди других ее форм.

В средневековой философии человек, как и природа – творения божии, однако человек уже все-таки отделяется от природы, он наделяется бессмертной душой, частичкой божественности, которая возвышает его над прочим материальным миром.

В Новое время складывается дуалистическое понимание природы человека. С одной стороны человек обладает природным, материальным телом, которое подчиняется механистическим законам, а с другой – сознанием, разумом, который выступает источником активности, управления жизнью. Разум рассматривается как всемогущая сущность способная проникнуть в секреты природы и подчинить ее себе.

В настоящее время природа человека рассматривается с четырех точек зрения:

  • биологической,
  • социальной,
  • биосоциальной,
  • целостной социальной природы.
«Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Согласно первой точке зрения человек – исключительно биологическое существо, поведение которого детерминировано его естественными потребностями в пище, размножении, доминировании, благоприятных условиях и т.д.

Сторонники социальной точки зрения напротив отрицают биологическую природу человека, настаивая на его сугубо социальном характере, как способного существовать только в обществе существа. Биосоциальный подход является компромиссным и предлагает учитывать, как биологическую, так и социологическую специфику человека при проведении исследований, организации деятельности, досуга и т.д.

Понимание человека как существа целостной социальной природы предполагает, что человек, являясь всецело социальным, в то же время реализует в свернутом виде механизмы и закономерности нижележащих уровней организации материи – биологического, химического и физического.

Природное и социальное в историческом аспекте

Роль природных факторов в историческом процессе оценивается мыслителями крайне широко. В их число традиционно включают:

  • собственную природу человека,
  • климатогеографические условия,
  • природные явления и катастрофы,
  • природные ресурсы и материалы и т.д.

Принципиальная возможность возникновения человека, как человека разумного, лежит в его свойствах как биологического существа, которые сделали возможным стремительную эволюцию вида по сравнению с другими формами жизни. При этом человек обладает весьма широкими адаптивными возможностями, что позволило людям задолго до создания искусственной среды обитания заселить всю планету во всех возможных климатических зонах от засушливых пустынь Африки, до холодных приполярных областей.

Однако скорость дальнейшего развития социальных сообществ, также сильно зависела от природных факторов – благополучности условий жизни, возможностей по добыванию пищи, сообщению с другими областями и народами. Так первые цивилизации возникли не в случайных местах, а возле великих рек – Нила, Тигра и Евфрата, Ганга, Хуанхэ. При этом в истории известны примеры, когда природные катастрофы уничтожали целые цивилизации – как например гибель крито-микенской цивилизации после извержения вулкана.

В тоже время человек не только адаптировался к природным условиям того или иного региона, но и сам активно воздействовал на них, а также собственную природу, в ходе преобразовательной, социальной активности, в первую очередь труда. Трудовая деятельность обеспечила такие анатомические особенности человека как способность к прямохождению, S-образный изгиб позвоночника, развитие большого пальца, и безусловно совершенствование мозговых структур.

Замечание 1

Складывание общества, создание государства, формирования разветвленной системы труда и управления, возникновение науки и научного образа мира – все это социальные факторы, задававшие ход исторического развития человека.

Наследственность и среда

Природные и социальные факторы оказывают свое влияние и на индивидуальное развитие человека. Под природными факторами традиционно понимается наследственность. Она задает «стартовые» условия, некий багаж с которым ребенок развивается в дальнейшей жизни. В него входят здоровье, как отсутствие разнообразных отклонений в развитии и заболеваний, а также различные параметры нервной системы. Природа определяет фенотипические черты человека, его половую конституцию, темперамент, задатки, а также предрасположенности к различным расстройствам.

Социальная среда начинает активно влиять на развитие ребенка с момента его рождения, а по мнению некоторых исследователей еще в пренатальный период. Хотя ребенок еще не в состоянии целостно воспринимать и отражать всю сложную социальную среду, в которой он развивается, многочисленные факторы, такие как эмоциональное благополучие или послеродовая депрессия матери, применяемые методы воспитания, наличие и длительность речевого контакта и т.д. оказывают значительное влияние на его развитие. Широко известно, что у младенцев, оставленных без родительского присмотра, например, в детских домах, развивается синдром госпитализма – когда их активность и стремление взаимодействовать с взрослыми угасает, а темпы развития значительно снижаются. Только развитие в обществе делает человека – человеком.

Дата последнего обновления статьи: 20.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot