Характеристика античной философии
Античная философия – это философия периода с 12-11 века до н.э. по 5-6 века н.э. Зародилась она в древнегреческих городах-государствах демократической ориентации, метод ее философствования отличался и от древневосточных способов философствования, и от мифологического объяснения мира, свойственного произведениям Гомера и сочинениям Гесиода.
Безусловно, ранняя философия Греции была еще тесно связана с мифологией и чувственными образами и метафорическим языком. Но она сразу стремилась рассматривать вопрос соотношения чувственных образов мира и его самого по себе в качестве бесконечного космоса.Миф как нерефлексивную форму сознания образа мира и действительного мира невозможно отличить, а значит, они несовместимы.
Бытие древним грекам представлялось как множество стихий, находящихся в непрерывном изменении, а осознание связывалось с ограниченным количеством понятий, которые отрицали эти стихии в неподвижном и постоянном виде.
Найти устойчивое первоначало в изменчивом круговороте явлений бесконечного космоса – главная цель первых философов.
Таким образом, философия по своему предмету являлась учением о первоначалах и причинах.
Этапы в развитии античной философии
В развитии античной философии условно выделяют четыре стадии:
- период 7-5 века до.н.э. – досакратовский этап. Данный этап представляли философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, представители Элейской школы, Пифагор и пифагорейцы, а также древнегреческие атомисты Левкип и Демокрит.
- период с середины 5 в. до конца 4 в. до н.э. Обычно его называют классическим. Данный период ознаменован деятельностью таких выдающихся философов, как Протогор, Сократ, Платон и Аристотель.
- период конца 4 в. до 2 в. до н.э. – эллинистический. Он связан с появлением многих школ философии: перипатетики, академической философии (платоновской Академии), стоической и эпикурейской школ, скептицизма. Заметными философами данного этапа можно назвать Теофраста, Карнеада и Эпикура.
- последний, четвертый период охватывает 1 в. до н.э. – 5-6 в. н.э. и включает время, когда ведущая роль в античной цивилизации перешла к Риму, под влияние которого попала и Греция. Римская философия формировалась под воздействием греческой философии, особенно периода эллинизма.
В римской философии выделяют три направления:
- стоицизм, представленный Сенекой, Эпиктетом, Марком Аврелием;
- эпикуреизм, представленный Титом Лукрецием Каром;
- скептицизм, представленный Секстом Эмпириком.
Также данный период характеризуется деятельностью таких известнейших философов, как Протогор, Сократ, Платон, Аристотель.
Отцом истории обычно называют Геродота – древнейшего историка, стремившегося не просто дать описание деяниям людей, а выявить их причины, чтобы найти истину и сохранить ее для следующих поколений.
Горизонты исторической мысли были существенно расширены Фукидитом. Он видел своей задачей поиск истины в истории, выдвигал идею о циклической повторяемости исторических событий, обусловленной неизменностью человеческой природы, которой, в соответствии со взглядами Фукидита, характерно стремление к преобладанию и власти, но вместе с тем и жажда свободы. Это чувство сильнее и неодолимее в человеке, по сравнению с его стремлением к господству.
Сформировавшись в качестве простого описания трудовых процессов, военных походов, обычаев, гражданской жизни общества, различий в государственном устройстве, постепенно социально-философская мысль начала выделять причины общественных процессов как специфический предмет познания. Такой точки зрения придерживались Аристотель, Демокрит, Лукреций. Древние философы стремились к разгадке и определению природы общественных связей, сущности исторического развития и его закономерностей.
В соответствии со взглядами Платона, общество возникает в связи с тем, что люди нуждаются друг в друге, чтобы удовлетворить свои потребности.
Аристотелем было выдвинуто положение, что человек рождается политическим существом и несет в себе в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врожденное неравенство способностей является исходным пунктом этого стремления к социальности, отсюда вытекает различие функций и места человека в обществе.
Лукреций видел причину выхода человека из животного состояния в развитии материальной культуры (использование шкур убитых зверей, строительство жилья и добывание огня).
Философия средневековья
Средневековые мыслители, трактуя историю человечества, преимущественно, обращались к божественному провидению, они утверждали, что:
- история предопределена Богом;
- все пороки – это результат грехопадения людей;
- общество базируется не неравенстве, с которым необходимо смириться.
Например, Августин видел во всемирной истории постепенно устанавливающуюся противоположность государства Божьего мирскому, прототипы которых – церковь и Римская империя.
Начиная эпохой Возрождения, начинают формироваться элементы светской философии истории – данное понятие ввел Вольтер, подразумевая универсальное историческое обозрение культуры людей.
Особенности философской мысли периода Возрождения
Перечисленные особенности эпохи Возрождения стимулировала философия и вместе с ней именно в философском творчестве они находили наиболее полное свое отражение.
Социально-политические и культурные условия Возрождения благоприятно воздействовали на развитие философских идей. В этом плане необходимо указывать на то, что философия того периода избавилась от христианско-церковного гнета, перестала подчиняться богословию и начала развиваться в соответствии с собственными законами.
В философских идеях того периода возрождались и начали активное развитие практически все направления и оттенки философии античного периода.
Философия эпохи Возрождения не ограничивалась возрождением и развитием античной философии. Вместе с этим Возрождение обогащало историю и содержание философии, разрабатывая новые и важные проблемы мировоззрения. Важнейшая из них – постановка и разработка вопросов гуманизма, натурфилософии, науки, идеального общества и скептицизма.