Собственность – это юридически закрепленное право человека владеть, распоряжаться и использовать блага, которые были им созданы или приобретены без нарушений законодательства.
Подходы к возникновению собственности и ее источники
Собственность является одним из ключевых понятий и феноменов человеческой цивилизации, история ее развития связана с эволюцией представлений о собственности, ее формах и значении. Вопросы собственности, ее значения для личности и общества поднимались еще в глубокой древности, так Платон рассматривал собственность как средство удовлетворения примитивных телесных потребностей человека, тот, кто обладал собственностью становился ее рабом, и рабом телесных вожделений, порождаемых ею и возможностями ее использования. По этой причине в своем утопическом государстве Платон лишает возможности владеть собственностью класс философов-мудрецов, представляющих власть, и класс воинов, поддерживающих закон, допуская ее целесообразность лишь для земледельцев, ремесленников и торговцев, которые в свою очередь полностью отделены от каких-либо властных возможностей.
В настоящее время все подходы к возникновению понятия собственности можно разнести на две группы:
- понимание собственности как врожденного качества человека,
- понимание собственности как социокультурного явления.
Сторонники первого подхода выводят понятие собственности из такого естественного переживания человека как чувство Я. Не подлежит сомнению, что Я человека, его мысли, чувства, опыт, а также физические проявления этого Я, такие как человеческое тело, его руки и ноги, принадлежат самому человеку и не могут попадать под влияние кого-либо еще. Человек как целостное Я продолжает себя в вещах, прежде всего, с исторической точки зрения, в орудиях труда, которые также выступают как бы частью человека, способом усиления или модификации его естественных способностей. В этом случае переживание Я личности, переходит на те предметы, орудия, продукты, которые были созданы человеком, они становятся как бы частью и продолжением его личности и таким образом возникает представление о собственности.
Против подобного подхода выдвигается ряд критических замечаний. Прежде всего исследователи указывают на то, что человек как биопсихосоциальная целостность и его отношение к собственным частям, нельзя ни коим образом приравнивать с его отношением к предметам личной собственности. Предмет собственности может быть отчужден от человека, человек имеет право свободно им распорядится и избавиться от него, в то время как человеческая целостность, Я отчуждению не подлежит. Таким образом природа Я и собственности имеет принципиальное различие и не может наследовать одна другой. Здесь следует отметить, что истории известны примеры отчуждения человека как целиком, так и частично от самого себя начиная с глубокой древности (рабство), заканчивая современностью (отсечение руки у коррумпированных чиновников в КНР, контракты «идолов» в Японии).
Также историческая практика свидетельствует против «врожденности» собственности. Известны племена, находящиеся на первобытнообщинном уровне развития, у которых понятие собственности как таковое не сформировано, а вместе с ним отсутствуют связанные понятия воровства, грабежа и иных действий, связанных с манипуляциями собственностью. Причиной не выделения категории собственности выступает с одной стороны коллективный характер труда и высокая доступность благ, а с другой самодостаточность каждого члена племени, т.е. его способность с легкостью восстановить любой необходимый предмет быта, был ли тот утерян или позаимствован кем-либо.
Второй подход предполагает, что собственность возникла по мере социально-культурного развития, в тесной связи с факторами дефицита ресурсов, который порождал стремление к их перераспределению внутри общества, а также естественным разделением труда, которое также влекло за собой дисбаланс распределения материальных благ. Необходимость социально-традиционного закрепления данного дисбаланса и сформировала понятие собственности.
Собственность и общество
Собственность играет огромную роль в жизни общества. Можно выделить несколько видов собственности:
- личная, принадлежащая конкретному лицу (одежда, обувь, гаджеты и т.д.);
- частная собственность, находящаяся в ведении отдельного лица, либо группы лиц (семьи, клана, кооператива и т.д.);
- общественная собственность, находящаяся в ведении всего общества в целом, в равной степени принадлежащая каждому из его членов и не принадлежащая конкретно никому (земля как собственность государства, города, общественные культурные ценности и т.д.).
Центральной проблемой философов и экономистов является спор о рациональном соотношении частной и общественной собственности для наилучшего функционирования и развития общества. Сторонники частной собственность указывают на естественность ее происхождения, высокий мотивирующий потенциал, сопряженность частной собственности с системой разделения труда. Сторонники общественной собственности указывают на такие черты обществ с преобладанием частной собственности как дефицит, который является источником и следствием частной собственности (в отношении объектов, не имеющих дефицита – например воздуха или солнечного света, установление права собственности невозможно), а также социальное неравенство (так 90% мирового капитала сосредоточены в руках 10% населения).
Собственность как средство самоактуализации
Частная собственность может приобретаться различными путями (захват, отчуждение) одним из которых является труд. Собственность как результат труда (в особенности ручного и интеллектуального) несет в себе черты самой личности – ее стремления, идеалы, ценности, которые были воплощены в создаваемом объекте. Взаимодействие с собственностью, стремление ее развития, роста раскрывает перед личностью возможности по самоутверждению, как обогащения мира.
Создавая произведения искусства, научные знания, предприятия по созданию материальных благ или услуг, человек делает окружающий мир более полным и разнообразным, вносит в него частичку собственной личности, которая может закрепиться в мире и пережить самого человека, воплотившись в вечности.