Биография Блеза Паскаля
Блез Паскаль – это французский философ, математик, физик, основатель теории вероятности. Философские взгляды Паскаля отличает противоречивость: он метался между скептицизмом и рационализмом, склоняясь к признанию того, что вера превосходит разум. Логические воззрения Паскаля повлияли на логику Пор-Рояля, их продолжает учение Декарта о методе.
Борьба Паскаля с духовным засильем иезуитов была встречена поддержкой со стороны передовых слоев французского общества. Вместе с тем отдельные идеи Паскаля о человеке в мире, а также его отношение к бесконечному, рассматривались в качестве предвосхищения религиозного экзистенциализма. Самая известная книга Паскаля – «Мысли», в ней приведены размышления о трагичности и хрупкости жизни человека. Люди находятся между бездной бесконечности и бездной ничтожества. Только посредством постижения идей христианства лежит путь спасения человека и разгадка всех тайн бытия.
Паскаль после 1654 года отказался служить науке и стал затворником, начав писать книгу о христианстве, которая так и не была закончена. Фрагменты книги собрали и опубликовали после смерти Паскаля под названием «Мысли о религии».
Человек, который изучает природу, так или иначе приходит к мысли о бесконечности, а также ощущению собственной затерянности в бесконечном количестве миров. Во Вселенной человек обречен на жизнь между двух бездн – бесконечностью и небытием. Паскаль предлагал не искать достоверные знания и научную истину. Знания ограничены и время жизни людей непродолжительно, само появление человека на Земле – случайность, что является причиной задуматься о высшем предназначении человека.
Если человек является просто вместилищем заблуждений, а знания он считает бесполезными, то необходимо найти критерий, то есть истинный принцип существования человека. В некоторой степени Паскаль следовал логике Декарта, от отрицания смутного и иллюзорного до достоверного. Поиск Бога – это то, что придает человеческой жизни смысл.
Паскаль в поиске Бога, в первую очередь критиковал тех философов, который не замечали двойственного положения человека. Величие, по Паскалю, может быть достигнуто не самоослеплением собственными знаниями, а посредством дара Божественной благодати. Человек должен сделать выбор – если он выбирает Бога, то обретет уверенность, а выберет мир и познание – обретет сомнение в истинности своих знаний. Паскаль решал данный выбор в пользу Бога.
После познания собственного ничтожества, человек познает путь к Богу. Паскаль считал, что христианство состоит из двух истин:
- существование Бога, которому люди могут причащаться;
- люди опорочены первородным грехом и недостойны причастия.
Паскаль выбирал христианство, а не науку, так как считал все разумное недостойным христианского милосердия.
Пари Паскаля
Пари Паскаля – это предложенный Блезом Паскалем аргумент для демонстрации рациональной стороны религиозной веры.
Рассуждения Паскаля заключается в следующем:
Бог есть или нет. Разум не может решить вопрос о существовании Бога. Человека и высшие силы разделяет бесконечный хаос. На краю этой бесконечности – игра, исход которой неизвестен.
На что делать ставку в жизни – на религию или на атеизм? Паскаль, в поисках ответа предполагал, что шансы существования или отсутствия Бога примерно одинаковые, или, что вероятность существования Бога больше нуля. Тогда возможно два варианта:
- Жизнь без веры, что опасно, так как если Бог на самом деле существует, душу ожидают вечные муки. Если же Бога нет, то безверие ничего не дает человеку и ничего не требует взамен. Атеистический выбор лишь экономит время, средства и усилия, так как человек не совершает религиозных обрядов.
- Жизнь в соответствии с канонами веры не несет опасности, хотя затруднительнее из-за постов, некоторых ограничений, обрядов и затрат средств и времени, связанных с этим. Если Бога нет, то человек теряет затраты на усилия и обряды, а если Бог есть, то будет спасена душа человека и дарована вечная жизнь.
Паскаль в других своих работах рассматривал стратегии карточных игр с математической позиции. Эти работы были основаны на анализе вероятностей событий, чтобы выбрать оптимальный размер ставки. Чтобы сравнить и выбрать варианты действий, то есть событий, происходящих с разной вероятностью, необходимо возможный приз или выигрыш, умножать на вероятность этого события. Полученные значение можно сравнивать для разных событий, сопоставляя при этом с затратами, то есть ставками. На этих идеях основана теория игр, которая получила широкое распространение только в ХХ веке.
Чтобы принять решение в пользу одного из перечисленных вариантов, Паскаль пользовался теми же рассуждениями. Как же он оценивал рассматриваемые варианты?
При умножении даже небольшой вероятности, что Бог не существует, на невысокую ценность приза, получится величина существенно меньшая рассматриваемой «невысокой ценности» приза, то есть небольшая и всегда конечная.
При умножении любой неравной нулю, даже совсем мизерной, вероятности того, что Бог окажет человеку милость за его добродетельное поведение, на бесконечно большую ценность приза, то будет получена бесконечно большая величина.
Паскаль делал вывод о том, что более предпочтителен второй вариант, что хвататься за конечны величины – глупо, если можно приобрести бесконечную величину.
Чем рискует человек, сделав такой выбор? Он может стать честным, верным, смиренным, благодарным, творить добро, быть способным на искреннюю и истинную дружбу. Разумеется, для каждого человека будут заказаны низменные наслаждения – слава и сладострастие, но разве ничего не нужно получить взамен? Человек выиграет много даже для этой, сегодняшней жизни, и с продвижением по избранному пути, все несомненнее будет выигрыш и все ничтожнее становится все то, против чего были ставки на несомненное и бесконечное, при этом ничем не пожертвовав.