Легизм – это направление древнекитайской социальной философии рассматривающее закон в качестве абсолютного и всеобщего принципа организации вселенной.
Предпосылки возникновения легизма
Китайская философия отличается глубоким своеобразием. Она оказала значительное влияние не только на культуру Китая, но и сопредельных с ним стран – Японию, Вьетнам, Корею. По своему значению она подобна древнегреческой философии, ставшей основой европейского мировоззрения. В китайской философии сложилось несколько философских школ, из которых особо выделяется школа Фа Цзя – школа легизма.
Легизм начал формироваться еще в VI веке до нашей эры в трудах Цзы-чана, и закончил свое оформление ко II веку до н.э. эры достигнув своего расцвета после объединения Поднебесной под властью правителя царства Цинь, легендарного Цинь Шихуанди.
Легизм развивался в течении «Золотого века» китайского философии, более известного как период воинствующих царств. Раздробленный Китай представлял собой множество постоянно конфликтующих между собой государственных образований различного масштаба, междоусобицы которых причиняли значительные страдания как простому народу, так и китайской нации в целом. Ресурсы и потенциал растрачивались на решение внутренних конфликтов, вместо того чтобы служить благу Поднебесной и идти на развитие Китая и установления его доминирования над прилежащими территориями.
В этот период возникает множество философских учений, среди которых особо выделяются социально-этические концепции направленные на преодоление раздробленности и объединение страны. Наиболее известными из них являются:
- даосизм,
- конфуцианство,
- моизм,
- легизм.
Даосизм уделяет незначительное внимание этическим вопросам в сравнении с другими учениями, однако обладает разработанной онтологической картиной бытия, которая активно эксплуатировалась другими философскими учениями, в том числе и легизмом. Ее центральным элементом является Дао – всеобщий путь и закон, который определен самой природой, естественен и подчиняет себе все на свете. Все существующее от былинки, человека и до богов, подчинено Дао и следует ему, а попытки противостоять Дао не приносят ничего кроме краха.
Конфуцианство рассматривалось сторонниками легизма в качестве главного оппонента. Конфуций в своем учении опирается на нравственную добродетель каждого человека, от правителя до последнего крестьянина. Государство – это большая семья, в которой все соподчинены нравственным обычаем, этическим ритуалом и доверяют друг другу. Основой благополучия выступает должное воспитание личности, ее образованность и высокое духовное развитие.
Моизм еще одно этическое учение, отстаивающее интересы низших слоев общества и противопоставляющее себя как конфуцианству, так и легизму. Сторонники моизма видят в основе общественной гармонии и власти любовь. Только любовь к людям способна объединить страну, сделать ее благополучной и процветающей, решить внутренние и внешние конфликты.
Основные принципы легизма
Принципы легизма формировались в оппозиции как к конфуцианству, так и к моизму. Легизм это философия власть имущих классов, аристократии и торговцев, обладающих значительными капиталами и направлена в первую очередь на защиту их интересов. Основные положения легизма сформулированы его двумя крупнейшими деятелями. Шан Ян – крупный чиновник царства Цинь, на практике реализовавший принципы легизма, для укрепления государства, заложивший основы его будущей победы в междоусобной войне. Его основные принципы таковы:
- Закон (фа) является высшим благом, он абсолютен и распространяется на всех без исключения;
- Человек по своей природе эгоистичен и глуп, народ – это хаос и зло, власть – это доброта и добродетель;
- Правитель не должен служить добродетели, так как он и есть добродетель;
- Закон имеет две стороны – поощрение и наказание, обе они могут использоваться для ограничения зла человеческой природы;
- Мудрый правитель правит опираясь на силу, он сурово наказывает свой народ и истощает его, чтобы тот не подрывал государство;
- Традиции, любовь, верность семье – ничто, значение имеет только верность закону и правителю, тот, кто демонстрирует их достоин занимать административные должности вне зависимости от своего происхождения, и т.д.
Несколько позднее принципы легизма были доработаны в трудах другого философа – Хань Фэй. Он позаимствовал из даосизма представление о дао, и разработал концепцию, что дао есть вселенский закон управляющий всем, кроме самого себя, а правитель есть живое воплощение дао, которое дарит свой закон подданным, но сам не подчиняется ему. Хань Фэй несколько сгладил острые углы легизма, разработав систему наказаний и поощрений согласно которой человек мог подниматься по социальной лестнице с самых низов за верную службу государству, однако одновременно обосновал и необходимость продажи чиновничьих должностей за деньги, для поддержания позиций аристократии и купечества.
Историческая судьба легизма
После объединения Китая Цинь Шихуанди, легизм обрел статус государственной идеологии, которая насаждалась повсеместно, на протяжении века. Однако жесткие принципы легизма, постоянная эксплуатация крестьян, атмосфера недоверия и доносительства, в значительной степени подорвали экономические силы государства истощив его базис, а также провоцировали постоянные крестьянские бунты. В конце II века до н.э. легизм был существенно модернизирован за счет внедрения многих элементов конфуцианства, его нравственного учения, а уже в нашей эре конфуцианство занимает доминирующую позицию в государственной системе. К III веку н.э. легизм окончательно растворяется в рамках конфуцианства.
Вместе с тем влияние легизма оказало серьезное воздействие на конфуцианскую идеологию. Представления о законе и нравственности естественным образом сплелись в китайской идеологии, строгая иерархия должностей, их подчинения верховному правителю, а также продвижения по службе путем достижений и сдачи экзаменов, либо покупки должностей закрепилась в Китае до двадцатого века.