Семья – это малая группа лиц, объединенных брачными, либо кровными связями, совместным бытом, экономическими и правовыми отношениями.
Понятие и место семьи в ряду исторических общностей
Главным субъектом исторического процесса выступает человечество, которое практически воплощается в виде конкретных исторических форм социальных общностей. Наиболее часто исторические общности складывались и продолжают складываться по этническому признаку и представляют собой следующие виды:
- род,
- племя,
- народность,
- нация.
Данные формы представляют собой ступени эволюционной лестницы развития исторических общностей - от рода в котором все его члены связаны между собой кровными связями, к племени для которого основополагающее значение имеет территориальный признак, народности, которая все еще определяется по территории, но имеет качественно более сложную социальную структуру, развитую систему администрирования и внутренних и внешних экономических отношений, и наконец нации, как общности государственного уровня объединяющей в себе более малые этнические группы и сплачивающей их в рамках единой страны.
Семья занимает особое место по отношению к вышеперечисленным формам. С одной стороны, семья не является самостоятельным историческим субъектом, как нация или племя, с другой она является базовым условием существования любой из данных исторических форм, ее элементарной частицей, тем социальным организмом, благодаря которому выстраивается сама система человеческих обществ, их развития и воспроизводства.
Исторический генезис и развитие семьи
Складывание семьи представляет собой не одномоментное событие, оно было растянуто во времени и происходило на первобытнообщинном этапе развития человечества. Достаточно длительное время регуляция репродуктивных, а также воспитательных взаимоотношений между членами рода, племени, регулировались с помощью обычаев и традиций. При этом именно регулирование сексуальных взаимоотношений между мужчинами и женщинами с целью получения здорового и жизнеспособного потомства, стал одним из аспектов формирования запретов на близкородственные связи, разграничения людей на отдельные группы которым можно и нельзя вступать в отношения для деторождения и в конечном итоге формировать семьи.
При этом репродуктивная проблематика играла в данном вопросе абсолютное превосходство, над проблематикой воспитательной. Вопросы детского воспитания стали подниматься в широких массах лишь в Новое время, а различные обычаи, традиции, нравственные и моральные нормы, связанные с регуляцией половой жизни (в том числе практика получения новой крови от чужеземцев, характерная для малых племен и народностей), известны с древнейших времен.
Вплоть до Нового времени и формирования капиталистического общества, определяющим фактором при формировании новой семьи, выступали не эмоциональные или эстетические мотивы, а сугубо хозяйственно-экономические. Семья выступала не только главным источником репродуктивного воспроизводства общества, но и главной единицей его общественно-экономического производства, в котором были в равной степени заняты все члены семьи. Однако после индустриализации общества на смену патриархальной семье в нем приходит семья нового типа – буржуазная, которая становится закрытым и обособленным миром, отделенным от производственных процессов. Ее экономическое благополучие полностью оказывается в руках мужчины работника (или предпринимателя), в то время как женщина, освобожденная от участия в процессе производства (но не от домашнего труда), была в большей степени ориентирована на воспитание детей.
В современном обществе данная тенденция получает свое дальнейшее развитие. В сферу семейного быта все больше вторгаются институты рынка и государства. Рынок готов практически полностью заменить необходимость ведения домашнего хозяйства (от производства готовой одежды и еды, до услуг клининга и ремонта), либо облегчить и автоматизировать процесс за счет продажи бытовой техники, технологии «умного дома» и прочих времясберегающих изобретений. Вместе с тем высвобожденные ресурсы все больше затрагиваются членами семьи на воспитание детей, что также происходит при активном участии рынка – высокой популярности различных педагогических и развивающих систем для детей, начиная с новорожденности, услуг развивающих центров, кружков и репетиторов, разнообразия форм досуга, а также различных средств для детей от медикаментов до косметики.
Как следствие при формировании новой семьи на первое место выходят не статусные и не производственно-экономические интересы (например, вопросы знатности рода при феодализме, или объединения капиталов, земельных участков, хозяйств), а эмоционально-личностные. Семья становится «эмоциональным предприятием» отношения между супругами их взаимная симпатия, способность к эффективной коммуникации, личностному развитию, решению проблем, являются ведущими факторами как при вступлении в брак, так и при его распаде. Закономерным следствием такой трансформации является высокий уровень разводов, в сравнении с более ранними обществами, поскольку психологические факторы начали играть ведущую роль в семейном быту, в то время как уровень психологической осведомленности и психологического просвещения населения остается достаточно низким. В результате этого при заключении брака партнеры часто руководствуются сиюминутными эмоциональными переживаниями или надеждами на «удачный» брак, а не реальными перспективами ведения совместного быта.
Функции семьи
Семья является одним из основных общественных институтов, наряду с рынком и государством, участвующим в процессе социального воспроизводства. При этом семья занимает особое положение, так как репродуктивное воспроизводство населения на данный момент возможно лишь в рамках института семьи.
В числе основных функций семьи можно отметить:
- воспитательную, работу по социализации и развитию нового поколения;
- хозяйственно-бытовую, связанную с удовлетворением физиологических потребностей и сохранением здоровья;
- эмоционального обмена, реализующуюся как внутри семьи, так и в вне семейных связях;
- коммуникативную, связанную с удовлетворением потребности в общении и досуге.