Неклассическая философия – комплекс философских учений и концепций, выходящих за рамки познавательных и стилевых стандартов немецкой классической философии.
Основные черты неклассической философии, проявившиеся в интерпретации религии
- Развитие иррационализма как комплекса альтернативных рационализму новоевропейской и немецкой классической философии форм и способов духовного освоения мира.
- Актуализация антропологической проблематики в контексте рассмотрения его противоречивой, часто иррациональной, природы, что особенно ярко проявилось в философии экзистенциализма.
- Уход от универсальных принципов мироздания, интерес к индивидуальному бытию. Так, в философии Хайдеггера бытие как все сущее игнорируется, а внимание концентрируется на бытии отдельной личности, выражаемом специфическим термином «бытие-здесь».
- Расширение рамок рациональности, признание существования религиозной и житейской рациональностей, наряду с научной.
- Актуализация лингвистической проблематики, что проявилось в развитии философии языка.
Интерпретация религии в отдельных направлениях неклассической философии
Волюнтаризм
Артур Шопенгауэр критикует христианство, считая великими религиозными системами мира брахманизм, буддизм и суфизм. При этом, его идея о страданиях как последствии чрезмерной воли к жизни во многом основывалась на буддистских представлениях. Воля к жизни как иррациональное мировое начало обусловливает эгоизм, неограниченность желаний, конфликты, страдание. Поэтому Шопенгауэр призывал к отказу от воли к жизни, к аскетизму, и существованию в соответствии с изначальной космической волей. (Его идеал – буддийская нирвана).
Согласно Фридриху Ницше, периодически в обществе наступает время нигилизма, хаоса, отсутствия смысла. Он заявляет, что «Бог умер», то есть вера людей в него потеряла свою искренность, люди обращаются к Богу, но не получают от него желаемого. Он обвиняет христианскую религию в моральном разложении человечества, так как христианская мораль – это мораль слабых и посредственных людей, которые не дают пробиться вперед сильным и повести за собой общество к духовному обновлению. Христианской морали рабов он противопоставляет мораль господ и вводит идею «сверхчеловека» как носителя новой морали, противоположной христианской.
Предэкзистенциализм Ф. М. Достоевского
Русский писатель воспроизводит идею о сострадании к ближним и всепрощении в «Преступлении и наказании», что видно из поведения Родиона Раскольникова. Также он показывает глубокую укорененность христианской морали в сознании человека: ницшеанский эксперимент Раскольникова, дабы проверить, сможет ли он преступить рамки дозволенного ради блага других людей, показал, что подобные действия недопустимы. Вопросы истинной веры поднимаются им в «Легенде об инквизиторе», входящей в роман «Братья Карамазовы».
Религиозный экзистенциализм
По мнению Бердяева, в познании вера важнее, чем знание. Человек создан по образу и подобию Бога, но подобие это вовсе не внешнее, а состоит в способности человека к творчеству. Так сотворенный Богом человек, проявляя данные способности, становится похожим на творца и сближается с ним.
Согласно К. Ясперсу, подлинное существование раскрывается лишь в акте коммуникации с Богом, основанном на искренней вере. Бог – основа мироздания и смысл жизни человека, коммуникация с ним – высшая форма коммуникации, по сравнению с общением с другими людьми, с природой и с самим собой.
Габриэль Марсель (1889 – 1973, Франция) в своём учении выдвинул два основных понятия: бытие и обладание. Бытие переживается человеком внутренне как нечто неотчуждаемое. Внешний мир и его явления относятся к сфере обладания. Она может быть отчуждена от человека. Тело человека занимает промежуточное положение, относясь и к сфере обладания, и к сфере бытия. Чистым же бытием обладает только душа. Сфера обладания вторична по отношению к сфере бытия. Но современная экономика и техника подталкивают человечество к тому, чтобы целиком погрузиться в сферу обладания, забыв сферу бытия. Защитить бытие человека от сферы обладания может лишь личностный интуитивный контакт с Богом.
Философия фрейдизма
З. Фрейд трактовал религию как иллюзию человечества, возникшую как проявление коллективного невроза в форме массового эдипова комплекса. На бога проецируются чувства каждого ребенка по отношению к отцу, сочетающие как любовь, так и страх.