Хайдеггер о Боге
В «Письме о гуманизме» Мартин Хайдеггер пишет:
«Бытие это не Бог и не основа мира».
Однако, на разных этапах его творчества Хайдеггер то приближает Бога к целостности сущего, то, наоборот, высказывает идею о том, что Бог – это ни сущее, и ни бытие как таковое, а скорее способ «проявления» (Vorschein) бытия.
В более поздней трактовке Бог репрезентируется немецким мыслителем как сущее, коррелирующее с априорными онтологическими структурами, через которые происходит его открытие и истолкование в его же бытии.
Неоднозначным остается и отношение Хайдеггера к Богу и решение вопроса о взаимодействии философии и теологии. Так, с одной стороны, он трактует философствование как «поднимание руки против Бога», а с другой стороны предоставляет философии возможности формально направлять бытийственное содержание теологических понятий, критикуя при этом метафизику как онтотеологию.
В ранних текстах Хайдеггера видно, как вера в «сокровище истины», а именно богословские постулаты, ведет к напряженности в отношениях между онтическим мышлением и метафизическими конструкциями, которая заставляет Хайдеггера повторять, что продолжая оставаться в области мысли, он предпочитает молчать о Боге и постоянно возвращаться к опыту сакрального.
Хайдеггер и католицизм
Он не был удовлетворен современной системой католицизма и идеализировал средневековые католические ценности. Хайдеггер не приемлет такого Бога, который представляется церковью как подвластное ей «сокровище истины». Невозможно объяснить бога, его можно чувствовать, и каждому бог приоткрывается настолько, насколько это каждый будет достойным. Стремление к превращению недоступного «Бога времени» в Бога, которым католики могут располагать по своему желанию и усмотрению», исходят из «беспокойства» человеческого сердца, желающего обрести покой. Мы не можем никому обеспечить мир, - говорит философ, - до той поры, пока он нам не будет дарован свыше.
Иными словами, для Хайдеггера была близкой такая религиозность, при которой человек испытывает чувство благоговения перед фактом необъяснимости мира и фактом непостижимости божественного абсолюта.
Хайдеггер целенаправленно не формулирует определений Бога, кроме того, темы отношений человека Богом и Бога с миром практически им не поднимались. Однако, по его собственным словам, это не свидетельствует о его приверженности ни теизму, ни атеизму. Главый философско-религиозный вопрос для него «Каким образом?». Поиски ответа на него могут привести человека к тому единственному измерению бытия, в котором он встречается с Богом.
Утрата религиозной веры и нигилизм
При рассмотрении места религии в современном для него обществе Хайдеггер опирается на известный ницшеанский лозунг «Бог мертв», ознаменовавший собой завершение прежней метафизики. Этот лозунг свидетельствовал об отказе от религии и об утрате прежнего значения веры в Бога. Это наглядно доказывало, что прежние основания, фундирующие общественные идеалы и смысложизненные представления, разрушились.
Ослабевание авторитета Божественного и института церкви с их «дидактической миссией» означает, что их сменяет авторитет совести и авторитет разума. Вместо того, чтобы бежать от мира в сферу чувственного, люди концентрируют внимание на идее исторического прогресса, когда сфера достижения счастья переносится с потустороннего мира в посюсторонний, в земной. Организация культурной жизни вокруг идеи сакрального и обеспечения религиозного культа сменяется активным распространением цивилизации. Творческим началом наделяется теперь не столько Бог, сколько сам человек. Схожие идеи высказывал еще в 19 веке Л. Фейербах, когда призывал к созданию религии человека.
Как только сферой людского творчества становится бизнес и гешефт, культура приближается к своему разложению. Ознаменована такая ситуация, возникшая в Новое время, была идеологией нигилизма. Согласно мнению Хайдеггера, «нигилизм» - это начинающая доминировать убежденность о значительном расшатывании всех прежних целей сущего. Но подобный всплеск нигилистического отношения к прежним авторитетам и ценностям не означает остановку развития культуры, скорее это смена вектора ее движения.