В русской философии конца XIX — ХХ вв. выделяют следующие основные направления:
- философия "золотого века" (религиозная философия, космизм);
- естественно-научная философия;
- советская философия;
- философия русского зарубежья.
Основные черты философии XX веков
Философия XX веков характеризуется основными двумя основополагающими чертами:
- влияние русской традиции. Так например влияние оказывалось материализмом и формационным подходом к истории.
- различные направления (зарубежная, советская философия) объединяются воедино. Происходит освобождение от устоявшихся догм и философия приближается к мировой философии.
Яркие представители религиозного направления: C. H. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, СЛ. Франк и другие.
Региозная философия
Начало XX века в России справедливо называют эпохой религиозного и культурного ренессанса. В искусстве: поэзии, театре, живописи, балете, литературе, - наблюдается подъем художественного творчества. Отечественную культуру, получившую развитие в это время, Дж. Биллингтон, американский исследователь, назвал «культурный взрыв». Высшие слои общества начинают активно интересоваться философским религиозным творчеством, новым идеализмом и занимаются поиском Бога.
«Новое религиозное сознание» выделяется среди неохристианских течений. Основателями по праву считаются З. Н. Гиппус и Д. С. Мережковский. Русский философ Н. А. Бердяев, публицист Н.М. Минский, писатель и философ В. Розанов также примыкают к их философии. Так, благодаря содействию Синода К.П. (обер-прокурор) в Петербурге организовывались религиозно-философские собрания, в ходе которых на обсуждение выносились вопросы брака и пола, свободы духа, церковные догматы и различные проекты модернизации исторического христианства.
Религиозная русская философия XX в. является частью истории философии Россти, которая насыщена многообразием различных философских концепций. Всеобщий интерес, как научный, так и общественный, вызван близостью данной концепции сознанию современности.
Конец XX века ознаменован тем, что Россия стала ареной I и II мировой войны, а также пережила три революции. Таким образом, все эти факторы отразились и на состоянии философского сознания.
Соловьев В.С. в своем произведении «Три разговора» отражает эсхатологическое предчувствие «конца света» в конце XX. Первая русская революция стала причиной пессиместических настроений религиозных философов, которые отразились в печати. В 1909 г. вышла в свет книга "Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции", авторами которой являлись Н. А. Бердяев, C. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве, С. Л. Франк. Авторы "Вехи" обратились к обществу с просьбой акцентировать внимание на развитии и сохранении духовной культуры, бороться с партийной непримиримостью и идеологическим фанатизмом. Также упоминались и негативные черты образа мышления интеллигенции, которые проявлялись в стремлении к крайностям и пристрастии к уравнительности. В книге «Вехи» ярко выражалась точка зрения, критикующая тотальную идейно-политическую борьбу, с целью предотвращения последствий такого режима, которые проявились бы в разделении интеллигенции на два лагеря.
В 1922 г. известные мыслители и творческие люди (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк и др.) были высланы из Советской России. Но и за границей философы позиционировали себя представителями религиозной русской культуры, которая не находила отклика на родине, где гонения велись и против религиозных деятелей, и против пролеткультовских тенденций.