Цивилизация – это совокупность человеческого бытия, обозначающая стадию развития человеческого общества со всеми проявлениями самодостаточной культурной, интеллектуальной, материальной деятельности.
Начало русской цивилизации
А. Тойнби является создателем одной из самых известных теорий исторического процесса. Его теория, известная под названием «вызов-ответ», является классическим примером цивилизационной теории. Цивилизация выступает у него исторической категорией, которая выражает своеобразие исторического пути того или иного этноса. Среди многообразия человеческих цивилизаций, он выделяет семь основных, в том числе и русскую цивилизацию.
С точки зрения Тойнби русская цивилизация возникла в ответ на внешний вызов (вызов давления) в виде постоянных нападений кочевых племен. В ответ на их воздействие пришлось создать новый образ жизни и новую социальную организацию. Однако этот подход смог себя оправдать и русская цивилизация – оседлая цивилизация – впервые в истории не только победила кочевников, но и смогла поглотить их территорию, почти полностью сменив на ней образ жизни, превратив кочевые поля в пахотные земли.
В создании нового сообщества огромное значение играло православие и казачество. Тойнби определяет казаков как «полумонашеское военное братство наподобие братства викингов, эллинского спартанского братства или же рыцарского ордена крестоносцев». Однако в ходе истории у них выработались объединения, которые напоминают «колониальные власти современного западного мира». Казаки подавили кочевников, опираясь на развитую культуру земледелия. Русская православная цивилизация постепенно распространяла свое влияние на все большие земли, двигаясь в основном по рекам. Земли Московии разрастались, а в XVII веке казаки добрались до побережья Тихого океана.
В том же XVII веке России пришлось выдержать новый вызов в лице интервенции Речи Посполитой и Швеции (период Смутного времени), однако русская цивилизация не только выстояла перед угрозой уничтожения ее государственности, но и расширила свои пределы до Балтики. Созданная Петром I новая столица – Санкт-Петербург – стала западным форпостом русской цивилизации.
Русская государственность с точки зрения Тойнби
Центральной идеей, вокруг которой создавалось единой русское государство, стала концепция «Москва - Третий Рим», которая складывается в процессе правления Ивана III (1440-1505). Тогда формируется универсальное русское государство, которое Тойнби характеризует как «бабье лето» цивилизации, «момент оживления в ритме распада».
Становление русского универсального государства связано с целой цепочкой событий в истории России:
- свадьба Софьи Палеолог и Ивана III;
- использование двуглавого орла в качестве герба России;
- свержение власти татаро-монгольской орды;
- объединение русских земель вокруг Москвы;
- коронация Ивана Грозного;
- утверждение Стоглавым собором русской версии православия;
- основание русского патриаршества.
Россия стала наследницей Византии тогда, когда Второй Рим (Византия) был разрушен, а потому ее нельзя считать узурпатором данного титула. Эта идея прошла сквозь века и даже в послепетровское время она жила в сознании людей, что проявлялось в вере в особый путь России, в идеологии славянофилов, в воззрениях о вселенской миссии русского народа.
Однако технологическое развитие Запада шло быстро, в России сложились две партии, одна из которых выступала за вестернизацию, а другая – за сохранение «Святой Руси». Политика Петра I в качестве цели поставила превращение русского православного универсального государства в одно из местных государств современного западного мира, чтобы русский народ смог занять свое место среди западных наций. Тойнби считает, что это был первый пример «добровольной самовестернизации незападной страны». Политику Петра он называет «иродианской», это был ответ на давление запада, военные столкновения демонстрировали технологическую слабость России. Однако время показало, что изменения были лишь поверхностными.
Вывод Тойнби довольно суров: позитивные итоги вестернизации в России весьма ничтожны, сама же политика, которая проводилась более двух веков, привела страну к полному краху. Причину этого Тойнби видит в том, что Запад так и не оказал глубокого влияния на культуру русских. Усвоение некоторых элементов западной науки привело лишь к усилению крепостничества и царизма, что стало в свою очередь тормозом в развитии русской цивилизации.
В ответ на кризис старой политической модели была выработана новая, сформированная в недрах русского революционного движения. Марксизм, зародившийся на западе и принятый на вооружение в России, представлял вызов господству Запада. Под предводительством России коммунизм вознамерился соревноваться с либерализмом за умы и сердца незападного большинства человечества, которое еще не предалось ни одному из этих двух соперничающих жизненных путей.
Культура России с точки зрения Тойнби
Тойнби считал, что в формировании русской цивилизации можно выделить три периода, когда русская культура развивалась под сильным иностранным влиянием. Однако он помечает, что с тех пор, как Россия вошла в Ойкумену, она всегда играла важную роль в мировой истории, как военно-политическую, так и культурную.
Наибольшее влияние на русскую культуру оказали следующие цивилизации:
- скандинавская
- византийская
- западная.
Тойнби считает, что в культурном плане русская цивилизация всегда была сателлитом, хоть и необычным. Каждый раз она предъявляла больше претензий иноземной цивилизации, которая втянула ее в свой ореол влияния. Скандинавская цивилизация была подавлена, как только Россия присоединилась к ней. Отношения между Россией и Византией были более длительными. Западное влияние сначала проявлялось в либеральной форме, затем в коммунистической. Однако каждый раз при взаимодействии с русской цивилизацией создавалась ситуация «перетягивания каната», когда сателлит угрожал поменять роли взаимодействующих сторон, забрав себе место солнца и свергнув другую цивилизацию на позицию сателлита.
Несмотря на попытки вестернизации, вера в русскую святость и особую судьбу России были основой, на которой русская цивилизация пробивала себе путь в мире. Каждый раз, облаченная в западную идеологию, эта вера перекраивала ее русскими руками и приспосабливала для служения русским целям.
Рассмотрев историю русской цивилизации и выявив, что она оказывала колоссальное воздействие на все те народы, с которыми вступала в контакт, Тойнби заключает, что, вероятно, ее историческая роль заключается в том, чтобы быть посредником между незападными народам и модернизацией. Эта перспектива предполагает дальнейший рост влияния русской культуры и русского языка на просторах Азии и, возможно, Африки.