Биография
Якоб Бёме родился $8$ марта $1575$ года в Саксонии. Умер также в Саксонии $18$ ноября $1624$ году. Якоб Бёме был известен в Германии в качестве христианского мистика, провидца, теософа. Данный немецкий философ является родоначальником западной софиологии. Наука софиология занимается изучением «премудростям Божьим».
Якоб Бёме не изучал систематически никакого фундаментального образовательного процесса. Он не владел латынью, который считается языком учёных, он занимался ремонтом сапог и обуви, сапожник. Но впоследствии Фридрих Энгельс восхищался данным мыслителем, он необычайно ценил Якоба Бёме за научный подход в диалектике, благодаря которой строится его философия. Если сравнивать Якоба Бёме с другими философами, то этот сапожник Якоб Бёме представляется большим философом, тогда как некоторых именитых философов можно поставить на одну линию с сапожниками, так называемые большие сапожники.
Убеждения
Современники его прозвали «тевтонским философом». Во времена Бёме мистицизм носил название «тевтонская философия».
По мнению Якоба Бёме, которое было схоже с Мартином Лютером, спасение человека может быть организовано не добрыми делами извне, и даже не внешними содействиями Бога, но только верою сердца и души внутри человека или человеческого мышления. Так как без внутреннего, духовного перерождения верой, которое носит название метанойа, благие и добрые дела не несут никакого определённого значения. Здесь даже не может существовать ни абстрактной схоластической учёности и ни внешней власти людского и человеческого авторитета, но главное только остаётся возрождение духа внутреннего человеческого «я», которое будет способствовать восстановлению того вечного божественного Начала, которое, по смысловым высказываниям Бёме, было когда-то в прошлом утрачено родом человеческим.
Его убеждения строились на том, что христианство прошло этап искаженного характера трудами ученых и богословов, пап и кардиналов. «Кто видоизменил, — пишет Якоб Бёме, — чистое и истинное Христово учение и всегда и везде нападал на него? Это были следующие лица: учёные, кардиналы, папы, именитые люди и епископы. Почему мир последовал за ними? Потому что они имели напыщенный и важный вид, и каждый из них величался перед миром: такой безумной блудницей стала поврежденная человеческая природа?!»
Его работа «Аврора»
В $1612$ году, к периоду написания «Авроры», для Якоба Бёме было вполне очевидно, что «поврежденная человеческая Природа» не может найти внутренние силы для возрождения. В то время особенно, были условия нарождающейся протестантской ортодоксии.
«Что нужно ещё скрытым? Учение Христа, которое может быть истинным? — с долей полемики восклицает Якоб Бёме. — Нет, но истинная философия и глубокие основы Божьи, небесное блаженство, рассказы-откровения о сотворении ангелов, откровения о мерзостном падении дьявола, то, откуда происходит и происходило зло. А также откровение о сотворении мира сего, глубокие основы и тайны человеческие и всех тварей в сём мире, последний суд и откровение об изменении мира, тайны воскресения мёртвых и вечность человеческой жизни».
Значение Якоба Бёме
Якоб Бёме оказывает своими размышлениями и трудами огромнейшее влияние на развивающую сторону философии. Преемственностью и развитием его идей отличаются следующие философы Христиан фон Розенрот (1636—1689), Франц Баадер (1765—1841), Иоганн Гаман (1730—1788), Гегель (1770—1831), Карл Эккартсгаузен (1752—1803), Фридрих Шеллинг (1775—854) , Владимир Соловьев (1853—1900), Семён Франк (1877—1950), Николай Бердяев (1874—1948) и другие.
Продолжатели
Также у Бёме были свои продолжатели, которые переняли его мистический смысл, выразившийся в организации многочисленных сообществ, например Религиозное общество Друзей, Филадельфийское общество. Ещё можно упомянуть сообщество Гихтеля, который являлся его учеником. Розенкрейцеры $XVII—XVIII$ веков, которых в России называли мартинистами. К тому же были и такие сообщества, как мартинезисты, куда входил Сен-Мартен $(1743—1803)$. Он - первый переводчик Якоба Бёме с немецкого языка на французский.