Биография
Рене Декарт родился $31$ марта $1596$ года, умирает $11$ февраля в $1650$ году в Стокгольме. Он является французским философом, математиком, механиком, физиком и физиологом, создателем аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автором метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.
Философия
Философия Декарта носит в себе дуалистический характер. Дуализм души и тела представляет собой некую двойственность идеального и материального, которое признаёт и то, и другое независимыми самостоятельными началами, о чём в дальнейшем писал Иммануил Кант. Он признаёт наличие в мире двух видов сущностей: протяжённой и мыслящей. Проблема их действия друг на друга разрешается внедрением общего источника (Бога), который выступает создателем, формируя обе субстанции по одному и тому же закону. В данном случае Бог является неким таким, который сотворил материю вместе с покоем и движением и он же все данные субстанции сохраняет.
Главный вклад в философию
Главным и основным вкладом Рене Декарта в научную философию является классические построения философии рационализма как универсального метода познания. Конечная цель определяется господством человека над силами природы. Разум, по Декарту, с критической точки зрения оценивается как опытные данные и извлекает из них скрытые в природе истинные законы, которые можно сформулировать на математическом языке. Могущество разума ограничивается только несовершенствами человека в сравнении с Богом, который наделён всеми совершенными характеристиками. Учения Декарта о познании является первым кирпичиком в фундаменте науки рационализм.
Механицизм Рене Декарта
Другая важнейшая черта подхода Декарта является механицизм. Материя, также и тонкая материя имеет своё состояние из элементарных частиц. Данные элементарные частицы взаимодействуют локально и механически, их взаимодействие производится через все природные явления. Философскому мировоззрению Декарта свойственен также скептицизм, который представляет собой критику предшествующей схоластической философской традиции.
Достоверность познания в составе сознания, которое выражается в его изречении «мыслю, следовательно, существую». Данный аспект и теория врождённой идеи являются исходной точкой картезианской гносеологии. Картезианская физика, в отличии от ньютоновской, находит во всём протяжённом телесное, отрицает пустое пространство, и описывает движение с помощью понятия «вихрь». Физика картезианства в дальнейшем своём развитии находит своё выражение в теории близко действенной науки.
В рассмотрении картезианства обозначаются две несхожие тенденции, которые противоположны в своих мнениях:
- материалистический монизм (Х. Де Руа, Б. Спиноза)
- идеалистический окказионализм (А. Гейлинкс, Н. Мальбранш).
- Мировоззрение и мировосприятие Рене Декарта знаменует начало так называемого течения картезианство, которое изучалось в данных школах:
- голландская (Барух де Спиноза),
- немецкая (Готтфрид Вильгельм Лейбниц)
- французская (Николь Мальбранш).
Метод радикального сомнения
Исходная точка рассуждения Декарта представляет собой поиск несомненных оснований различного знания. В эпоху Возрождения Монтень и Шаррон переняли из скептицизма греческой школы Пиррона в произведения французской литературы.
Скептицизм и поиск идеальных математических точностей - это два различных отражения одной и той же черты человеческого ума. Отражение состоит в том, что напряжённость в стремлениях достигать абсолютной и достоверной, непоколебимой и логической истины. Противоположными являются: одна сторона — это эмпиризм, который довольствуется относительной и приблизительной истиной, другая — это мистицизм, который находит особое упоение в сверхчувственных, надрациональных знаниях.